Положение об областном конкурсе экологических проектов "Изучаем природу Кузбасса", 2012/2013

1. Общие положения

Областной конкурс экологических проектов «Изучаем природу Кузбасса» (далее – Конкурс), посвященный 70-летию со дня образования Кемеровской области, проводится с целью привлечения обучающихся к изучению экологического состояния окружающей среды и здоровья человека посредством выполнения экологических проектов.

1.2. Задачи Конкурса:

  • выявить и поощрить обучающихся, проявляющих интерес к экологическим проблемам Кемеровской области;
  • формировать навыки освоения простых методик выполнения экологических проектов;
  • прививать навыки природоохранной деятельности.

1.3. Конкурс проводится в рамках работы областной экологической школы Кемеровской области.

1.4. Учредителем Конкурса является департамент образования и науки Кемеровской области. Конкурс организует и проводит государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областная детская эколого-биологическая станция» при участии государственного казенного учреждения «Дирекция особо охраняемых территорий Кемеровской области».

2. Участники Конкурса

2.1. В Конкурсе могут участвовать обучающиеся 7-11 классов образовательных учреждений всех типов и видов.

3. Содержание, сроки и порядок проведения

3.1.  Конкурс проводится заочно.

3.2. Для участия в конкурсе необходимо выполнить экологические проекты (один, несколько или все четыре проекта) согласно календарного плана и выслать результаты проектов до указанного срока. Рекомендации по  содержанию проектов приведены в приложении1.

3.3. Сроки проведения конкурса: с июля 2012 г.по март 2013 г.

Календарный план

Название проекта

Сроки выполнения проекта

Срок сдачи  проекта

1.

Влияние кострищ на природные сообщества

Июль-сентябрь 2012 г.

до 1 октября 2012 г.

2.

Особо охраняемые природные территории Кемеровской области

Октябрь-ноябрь 2012 г.

до 1 декабря 2012 г.

3.

Мой памятник природы

Декабрь-январь 2013 г.

до 1 февраля 2013 г.

4.

Определение загрязнений воздуха по снежному покрову

Ноябрь- март 2013 г.

до 15 марта 2013 г.

4. Критерии оценки результатов экологических проектов:

1) наличие введения, цели и задач;

2) глубина проработанности материала;

3) практическая значимость результатов проекта;

4) наличие наглядного материала (графики, диаграммы, таблицы);

5) наличие списка литературы;

6) грамотность и аккуратность оформления работы.

Шкалы оценки рукописи проекта и презентации приведены в приложении 2,3.

5. Требования к оформлению проектов

5.1. Титульный лист с указанием (сверху вниз) названия вышестоящей организации, учреждения; названия проекта; фамилии и имени (полностью) участника, класса, школы, телефона школы; города/района, наименования учреждения дополнительного образования детей, на базе которого выполнялась работа; фамилии, имени и отчества руководителя, должности, места работы; год выполнения проекта.

5.2. Проекты 1, 3, 4 принимаются в печатном виде, листы должны быть прочно скреплены. Результаты выполнения проекта № 2 должны быть оформлены в виде презентации Power Point (15-20 слайдов) и представлены на CD – диске. Каждый проект сопровождается анкетой-заявкой (приложение 4)

5.3. Проекты направляются на областную детскую эколого-биологическую станцию по адресу: 650002, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 10.

Телефон: (3842) 64-25-31.

6. Подведение итогов Конкурса

6.1. Победители по каждому проекту определяются по сумме набранных баллов и награждаются грамотами департамента образования и науки Кемеровской области.

Приложение 1

Проект № 1

Влияние кострищ на природные сообщества

У костра любят посидеть, попеть песню туристы, согреть чаю рыбаки и охотники. Однако, при выборе площадки для костра не часто думают о том, чтобы причинить меньше вреда окружающей природной среде. Еще реже оборудуют специальные костровые площадки. Да и так ли велик вред от костра, если от него не разгорелся пожар?

Ученые проследили, что в Восточной Сибири первые растения появляются на кострище на 4-5 год, редкое покрытие растительностью на 7-8 год, полное зарастание происходит только через 10-12 лет.

Наиболее значительное влияние на окружающую среду оказывают кострища, остающиеся по берегам водоемов, в зонах массового отдыха людей - в местах неорганизованного туризма. Поэтому наиболее значительный материал по кострищам можно собрать при изучении различных форм рекреационного воздействия на окружающую природу, обследуя береговую линию водоемов и т.д.

1. Подсчитайте количество кострищ, встреченных вами на линейном маршруте или на пробной площадке в 1 га.

2. Определите их возраст по степени зарастания.

3. Определите площадь кострищ: 1) каждого; 2) среднюю площадь одного кострища; 3) суммарную площадь и % территории, занимаемой кострищами на учебной площадке.

4. Заложите несколько пробных площадок 1х1 м по следующей схеме: одну - как эталон в данном типе леса, 2-3 - на кострищах разного возраста. Сравнение эталона с нарушенными участками - один из основных приемов, позволяющих определить степень воздействия человека на окружающую среду.

5. Опишите видовой состав растений на учетной площадке.

6. Опишите высоту растений, обилие, проективное покрытие, фенофазы и жизненность. Заполните соответствующие таблицы.

7. Определите, на какие почвенные горизонты распространяется действие костра.

8. Сравните толщину почвенных горизонтов под кострищами и на контрольной площадке, их структуру. Данные занесите в таблицу.

9. Подсчитайте и определите видовой состав почвенных животных в прокопах, сделанных на кострищах разного возраста и на контрольной площадке. Занесите данные в таблицу и сравните их.

10. Сделайте выводы о скорости естественного восстановления почвы, растительности, животных.

11. Сделайте выводы о влиянии кострищ разного типа на лесную экосистему.

План описания кострищ

1. Тип леса и расположение кострища.

2. Границы и размер кострища.

3. Глубина прогорания почвы в двух точках: по границе и в центре.

4. Виды растений на площади костра, если таковые есть.

5. Покрытие площади кострища произрастающими растениями, выраженное в процентах.

Источник: Игольницына Л.М. Сборник экологических заданий, деловых игр, лабораторный и полевой экопрактикумы (по химии, биологии, географии, физике). - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1996. -352 с.

Проект № 2

Особо охраняемые природные территории Кемеровской области

К особо охраняемым природным территориям (ООПТ) Кемеровской области относятся Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау», Шорский национальный парк, памятник природы «Липовый остров» и 13 государственных природных заказников: «Антибесский», «Барзасский», «Бельсинский», «Бунгарапско-Ажендаровский», «Горскинский», «Караканский», «Китатский», «Нижне-Томский», «Писаный», «Раздольный», «Салаирский», «Салтымаковский», «Чумайско-Иркутяновский».

Выполняя этот проект, необходимо собрать и представить информацию о какой-либо ООПТ Кемеровской области в виде презентации Power Point.

Примерная структура информационных материалов:

1 часть — информационная:

ñ    название ООПТ;

ñ    дата возникновения;

ñ    статус (регионального или федерального значения);

ñ    эмблема или символ ООПТ (найти или разработать самостоятельно);

ñ    цель и причины создания;

ñ    история образования;

ñ    описание местоположения;

ñ    занимаемая площадь;

ñ    климатические условия, рельеф;

ñ    описание животного и растительного мира;

ñ    туристическая деятельность на территории ООПТ;

ñ    экопросветительская деятельность на территории ООПТ (конкурсы, программы, акции и т.п.);

ñ    фотографии (приветствуются сделанные самостоятельно);

2 часть — занимательная:

ñ    Интересные факты, вопросы, загадки, стихи и т.д., относящиеся к ООПТ.

Проект № 3

Мой памятник природы

Памятник природы — это особо охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историческом или эстетическом отношении.

Выполняя этот проект необходимо предложить и обосновать создание нового памятника природы на территории Кемеровской области. Сделать это можно по следующей схеме:

ñ название памятника природы;

ñ тип (ботанический, геологический, гидрологический, гидрогеологический, зоологический, комплексный, ландшафтный);

ñ описание объекта (скальный выступ, озеро, река, пещера, природный комплекс и т. п.);

ñ описание местоположения (характеристика территории, ближайшие города, населенные пункты и т.д.);

ñ обоснование (почему выбран именно данный объект);

ñ особый режим охраны (что запрещено и что разрешено на территории памятника природы);

ñ описание животного и растительного мира памятника природы;

ñ туристические маршруты, проходящие рядом с выбранным местом (если есть);

ñ кому и почему будет интересно посещение данного памятника природы;

ñ фотографии объекта.

 

Лучшие работы будут рассматриваться как претенденты на включение в схему проекта развития ООПТ Кемеровской области.

Проект № 4

Определение загрязнений воздуха по снежному покрову

Это один из доступных методов исследования загрязнения воздуха.

Для отбора проб выбирается несколько точек в разных участках населенного пункта. В каждом пункте отбор проводится не менее, чем два раза (например, зимой или осенью - один раз, весной - второй раз), потому что к весне количество загрязненных веществ накапливается и средние показатели по 2-3 исследованиям окажутся наиболее точными.

Проба снега берется с 1 квадратного метра (до самого грунта). Снег раскладывается в пронумерованные пакеты. Хранить пакеты можно за окном, на балконе, в холодильнике. Содержимое пакетов растопить, довести до комнатной температуры. Проверить загрязнение снега на водородный показатель (рН). Для определения рН можно использовать индикаторную бумажку, смочив ее водой и сравнив ее цвет со шкалой цветности.

Снег может иметь как кислую, так и щелочную реакцию, в зависимости от преобладания тех или иных загрязняющих веществ. Если в снег попадают основания различных кислот, он приобретает кислотную реакцию. Выпадение соединений металлов, ароматических углеводов защелачивает снег.

Таблица № 1 Анализ запыленности снегового покрова (на один квадратный метр)

 

На основе полученных результатов можно составить карту загрязненности снежного покрова и определить источники загрязнения воздуха, а также степень и границы их влияния. Наиболее легко выявляются такие источники загрязняющих веществ, как котельные, автомобильный транспорт, предприятия тяжелой и топливно-энергетической промышленности.

Автор: Постникова Таисия Федосеевна – учитель биологии средней общеобразовательной школы №32 г. Краснотурьинска, отличник народного просвещения.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Шкала оценки рукописи проекта

Показатели

Градация

Баллы È

1. Конкретность, ясность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме проекта

конкретны, ясны, соответствуют

2

неконкретны, неясны или не соответствуют

1

цель и задачи не поставлены

0

2. Всесторонность и логичность обзора – освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы

освещена значительная часть проблемы

2

проблема освещена фрагментарно

1

проблема не освещена

0

3. Логичность и обоснованность эксперимента (/наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта

эксперимент логичен и обоснован

2

встречаются отдельные неувязки

1

эксперимент не логичен и не обоснован

0

4. Наглядность (многообразие способов) представления результатов – графики, гистограммы, схемы, фото

использованы все возможные способы

2

использована часть способов

1

использован только один способ

0

5. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач; оценивание выдвинутой гипотезы

соответствуют; гипотеза оценивается

2

частично; гипотеза только упоминается

1

не соответствуют; гипотеза не оценивается

0

6. Конкретность выводов – отсутствие рассуждений, частностей, общих мест, ссылок на других

выводы конкретны (не резюме!)

2

отдельные выводы неконкретны

1

выводы неконкретны

0

7. Оформление списка литературы -оформлен в соответствии с ГОСТ, имеются ссылки в тексте

оформлен в соответствии с ГОСТ, ссылки в текст имеются

2

оформление не  соответствует ГОСТ или нет ссылок в тексте

1

оформление не  соответствует ГОСТ, нет ссылок в тексте

0

8. Грамотность и аккуратность оформления работы -

работа оформлена аккуратно, грамматических ошибок нет

2

встречаются отдельные ошибки или помарки

1

работа оформлена неаккуратно, имеются грамматические ошибки

0

9. Практическая значимость проекта - использование результатов проекта в практической деятельности

широко используется в экологических акциях, мероприятиях, публикациях

2

упоминается об использовании

1

об использовании не упоминается

0

Приложение 3

Шкала оценки презентаций

Показатели

Градация

Баллы È

содержание

1. Соответствие презентации заявленной теме

соответствует полностью

2

есть несоответствия (отступления)

1

в основном не соответствует

0

2. Структурированность (организация) презентации, которая обеспечивает понимание ее содержания

структурировано, обеспечивает

2

структурировано, не обеспечивает

1

не структурировано, не обеспечивает

0

3. Всесторонность раскрытия темы– освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы

освещена значительная часть проблемы

2

проблема освещена фрагментарно

1

проблема не освещена

0

4. Наличие списка использованных ресурсов

 

приведены и список литературы и ссылки на изображения

2

приведены или  список литературы или ссылки на изображения

1

отсутствуют список литературы и ссылки на изображения

0

оформление

5. Целесообразность, инструментальность анимации, уровень её использования

целесообразна

2

целесообразность сомнительна

1

не целесообразна

0

6. Целесообразность использования различных шрифтов и фоновтекст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами

сочетание оптимально

2

целесообразность сомнительна

1

текст сливается с фоном

0

7. Грамотность оформления презентации

отсутствие грамматических ошибок

2

1-2 грамматических ошибок

1

более 2 грамматических ошибок

0


Приложение 4

АНКЕТА-ЗАЯВКА

на участие в областном конкурсе экологических проектов

«Изучаем природу Кузбасса»

Название проекта ________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.Фамилия, имя, отчество автора или авторов (полностью), коллектива

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

3. Дата рождения  __________________________________________________

4. Домашний адрес (с индексом)  _____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Место учебы (полное  наименование общеобразовательного учреждения, класс)___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Образовательное учреждение, направляющее работу (полное  наименование, адрес с индексом, телефон, факс, E-mail)______________ ________________________________________________________________

________________________________________________________________

7. Наименование объединения обучающихся (творческое объединение, школьное лесничество, клубы  и т.п.)______________________________ ___________________________________________________________________

8. Фамилия, имя, отчество руководителя (если имеется), должность, место работы____________________________________________________________   __________________________________________________________________

 

9.  Фамилия, имя, отчество консультанта работы (если имеется), должность, место работы______________________________________________________

________________________________________________________________

 

Примечания _____________________________________________________  ________________________________________________________________ __

 

Дата заполнения  "____" ___________20__  г.

 

Подпись   руководителя учреждения, направляющего работу

Фотоальбом