ПОЛОЖЕНИЕ об областном конкурсе экологических проектов «Моя окружающая среда»

1. Общие положения

1.1 Областной конкурс экологических проектов «Моя окружающая среда» (далее – Конкурс), проводится с целью привлечения обучающихся к изучению экологического состояния окружающей среды и здоровья человека посредством выполнения экологических проектов.

1.2. Задачи Конкурса:

  • выявить и поощрить обучающихся, проявляющих интерес к экологическим проблемам населенных пунктов Кемеровской области;
  • формировать навыки освоения методик по изучению экологического состояния среды проживания;
  • развивать жизненную позицию повышения требований к экологическому качеству среды проживания.

1.3. Конкурс проводится в рамках работы областной экологической школы Кемеровской области.

1.4. Учредителем Конкурса является департамент образования и науки Кемеровской области. Конкурс организует и проводит государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областная детская эколого-биологическая станция».

 

2. Участники Конкурса

2.1. В Конкурсе могут участвовать учащиеся 7–11 классов образовательных учреждений всех типов и видов.

 

3. Содержание, сроки и порядок проведения

3.1. Конкурс проводится заочно.

3.2. Для участия в конкурсе необходимо выполнить экологические проекты (один, несколько или все четыре проекта) согласно календарного плана и выслать результаты проектов до указанного срока. Рекомендации по содержанию проектов приведены в приложении 1.

3.3. Сроки проведения конкурса: с августа 2013 г., по март 2014 г.

 

Календарный план

Название проекта

Сроки выполнения проекта

Срок сдачи проекта

1.

Учет численности дождевых червей

август - сентябрь 2013 г.

до 15 октября 2013 г.

2.

Изучение загрязнения почвы при помощи кресс – салата

август - ноябрь 2013 г.

до 1 декабря 2013 г.

3.

Мусор от А до Я

сентябрь - январь 2014 г.

до 1 февраля 2014 г.

4.

Экологические проблемы нашего края

январь - февраль 2014 г.

до 1 марта 2014 г.

 

4. Критерии оценки результатов экологических проектов:

  1. наличие введения, цели и задач;
  2. глубина проработанности материала;
  3. практическая значимость результатов проекта;
  4. наличие наглядного материала (графики, диаграммы, таблицы);
  5. наличие списка литературы;
  6. грамотность и аккуратность оформления работы.

Шкалы оценки рукописи проекта и презентации приведены в приложении 2,3.

 

5. Требования к оформлению проектов

5.1. Титульный лист с указанием (сверху вниз) названия вышестоящей организации, учреждения; названия проекта; фамилии и имени (полностью) участника, класса, школы, телефона школы; города/района, наименования учреждения дополнительного образования детей, на базе которого выполнялась работа; фамилии, имени и отчества руководителя, должности, места работы; год выполнения проекта.

5.2. Проекты 1, 2, 3 принимаются в печатном виде, листы должны быть прочно скреплены. Результаты выполнения проекта № 4 должны быть оформлены в виде презентации PowerPoint (15–20 слайдов) и представлены на CD – диске. Каждый проект сопровождается анкетой-заявкой (приложение 4)

5.3. Проекты направляются на областную детскую эколого-биологическую станцию по адресу: 650002, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 10.

Телефон: (3842) 64-25-31.

 

6. Подведение итогов Конкурса

6.1. Победители по каждому проекту определяются по сумме набранных баллов и награждаются грамотами департамента образования и науки Кемеровской области.

 

Приложение 1

Проект № 1

Биоиндикация состояния окружающей среды.
«Учет численности дождевых червей»*

 

В связи с тем, что экологическая обстановка в городах области вызывает все большую тревогу, необходимо не только изучать факторы, загрязняющие нашу городскую среду, но и проводить мониторинг этих загрязнений.

Определять загрязнения различными компонентами воздушной среды и почвы можно химическими методами или методами биоиндикации.

Биоиндикаторы – это природные объекты, которые реагируют на различные загрязнители таким образом, что это можно определить визуально.

Одним из наиболее важных показателей антропогенного воздействия на почвы и экосистемы в целом является изменение видового состава и количества почвенных и напочвенных беспозвоночных животных.

Исследования почвенной и напочвенной фауны дает наиболее наглядные результаты при изучении различных форм землепользования: сельскохозяйственной деятельности, дорожно-тропиночной сети, воздействия локальных загрязнителей природной среды; при изучении экосистем леса и открытых ландшафтов; отдельных видов рекреационного природопользования.

Изучение численности и биомассы дождевых червей позволяет понять ход почвообразовательного процесса на исследуемой территории.

Методика

Для определения антропогенного воздействия на экосистемы рекомендуется брать пробы на площадке 0,01 га (10х10м). Расположение прикопок 5 (четыре по углам и одна в центре). Почвенные прикопки 50х50 см и глубиной 20 см. Дерн и почву выньте, аккуратно положите на полиэтиленовый мешок. Нельзя разбирать пробу возле проезжей части – ее нужно унести в сторону от дороги или даже забрать в школу, но затем все равно прийти и засыпать образовавшуюся яму. Вынутую почву тщательно перебирают руками, при этом крупные комья дробят, а сплетения корней – разрывают. Всех обнаруженных червей соберите (с каждой прикопки в отдельную банку и пометьте ее). Аккуратно засыпьте землю в образовавшуюся ямку и уложите сверху дерн. После вашей работы не должно оставаться рытвин и мусора! Пересчитайте количество дождевых червей и узнайте общий вес червей из каждой банки. Данные занесите в таблицу 1.

 

Таблица 1

Численность и биомасса дождевых червей в исследуемых биотопах

Название биотопа

Показатели

Номера прикопок

Средние показатели

1

2

3

4

5

1.

количество

 

 

 

 

 

 

биомасса

 

 

 

 

 

 

2.

количество

 

 

 

 

 

 

биомасса

 

 

 

 

 

 

3.

количество

 

 

 

 

 

 

биомасса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По среднему показателю каждого исследуемого биотопа сделайте пересчет количества и биомассы червей на 1м2, на 1га. Данные занесите в таблицу 2.

Таблица 2

Сводная таблица численности и биомассы дождевых червей в различных экосистемах

Биотопы

Показатели

численность, шт.

биомасса, г

2

1га

2

1га

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всех пойманных животных верните на место, пригодное для их жизни! Сделайте вывод о влиянии разных видов антропогенного воздействия на почвенных животных.

 

Проект № 2

«Изучение загрязнения почвы при помощи кресс – салата»*

Кресс-салат – однолетнее овощное растение, обладающее повышенной чувствительностью к загрязнению тяжелыми металлами.

Кроме того, корни и побеги этого растения под воздействием загрязнителей подвергаются заметным морфологическим изменениям (задержка роста и искривление побегов, уменьшение длинны и массы корней, а также числа и массы семян).

Кресс-салат как биоиндикатор удобен и тем, что действие стрессоров можно изучать одновременно на большом числе растений при небольшой площади рабочего места (чашка Петри, кювета, поддон и т.д.). Привлекательны также и весьма короткие сроки эксперимента. Семена кресс-салата прорастают уже на третий – четвертый день, и на большинство вопросов эксперимента можно получить ответ за 10-15 суток.

Методика

Сначала семена, предназначенные для опыта, проверяют на всхожесть. Для этого семена кресс-салата проращивают в чашках Петри, в которые насыпают чистый речной песок слоем в 1 см. Сверху его накрывают фильтровальной бумагой и на неё раскладывают определённое количество семян. Перед раскладкой семян бумагу и песок увлажняют до полного насыщения водой. Сверху семена закрывают фильтровальной бумагой и неплотно накрывают стеклом. Проращивание ведут в лаборатории при температуре +20-25ºС. Нормой считается прорастание 90-95 % семян в течение трех-четырех суток. Процент проросших семян от числа просеянных называют всхожестью.

После определения всхожести приступают к проведению эксперимента. Пробы почвы берутся в местах с различной антропогенной нагрузкой. Опыт закладывают в следующей последовательности:

  1. Чашку Петри до половины заполняют исследуемой почвой. В другую чашку кладут такой же объём заведомо чистого субстрата, который будет служить в качестве контроля по отношению к исследуемому материалу.
  2. Субстраты во всех чашках увлажняют одним и тем же количеством отстоянной водопроводной воды до появления признаков насыщения.
  3. В каждую чашку на поверхность субстрата укладывают по 50 семян кресс-салата. Расстояние между соседними семенами должно быть по возможности одинаковым.
  4. Покрывают семена теми же субстратами, насыпая их почти до краев чашки и аккуратно разравнивая поверхность.
  5. Увлажняют верхние слои субстратов до влажности нижних.
  6. В течение 10-15 дней наблюдают за прорастанием семян, поддерживая влажность субстратов примерно на одном уровне. Результаты наблюдений записывают в таблицу 3.

 

Таблица 3

Скорость прорастания семян

Исследуемый объект

Число проросших семян, %

3сут.

4сут.

5сут.

6-15сут.

1 опыт

 

 

 

 

2 опыт

 

 

 

 

-----

 

 

 

 

Контроль

 

 

 

 

 

В зависимости от результатов опыта субстратам присваивают один из четырех уровней загрязнения.

  1. Загрязнение отсутствует – всхожесть семян достигает 90-100 %, всходы дружные, проростки крепкие, ровные. Эти признаки характерны для контроля, с которым следует сравнивать опытные образцы.
  2. Слабое загрязнение – всхожесть 60-90%, проростки почти нормальной длины, крепкие, ровные.
  3. Среднее загрязнение – всхожесть 20-60 %, проростки по сравнению с контролем короче и тоньше, некоторые проростки имеют уродства.
  4. Сильное загрязнение – всхожесть семян очень слабая (менее 20 %). Проростки мелкие и уродливые.

При проведении опытов с кресс-салатом следует учитывать, что большое влияние на всхожесть семян и качество проростков оказывает водно-воздушный режим и плодородие субстрата. В гумусированной, хорошо аэрированной почве (чернозем, верхний горизонт серой лесной почвы) всхожесть и качество проростков всегда лучше, чем в глинистой почве, которая из-за малой проницаемости для воды и воздуха имеет плохой водно-воздушный режим. Поэтому в качестве субстрата для контроля следует брать почву того же типа, что и для опытов.

 

__________________________________________________________________

*Скалон Н. В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно-методическое пособие /Скалон Н.В., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В., Аверина Е.П. – Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2006. 128с.

 

Проект № 3

«Мусор от А до Я»

Ход выполнения проекта:

  1. Проанализируйте и кратко изложите литературные материалы, публикации в СМИ по проблеме твердых отходов.
  2. Используя литературные источники, изучите основы технологических процессов превращения сырья в предметы повседневного обихода (например, тетради, авторучки, одежда). Обратите внимание на то, какие отходы и загрязняющие вещества образуются в процессе производства.
  3. Составьте реестр мусора, накопившегося в Вашей квартире, доме за один день, неделю, месяц, год (результаты внесите в таблицу 4).
  4. Предложите наиболее приемлемые способы уменьшения количества отходов и утилизации в домашних условиях, какие способы используются в Вашей семье?
  5. Предложите Вашу модель изменения поведения людей в связи с загрязнением окружающей среды.

 

Таблица 4

Реестр мусора

Тип мусора

Краткое описание

Количество, кг

Процент от общего количества, %

Пищевые отходы

 

 

 

Ткань, резина, кожа

 

 

 

Металлические предметы

 

 

 

Изделия из пластмассы

 

 

 

Бумага, картон

 

 

 

Алюминиевые банки

 

 

 

Стекло

 

 

 

ИТОГО:

 

 

100

 

Проект №4

«Экологические проблемы нашего края»

Ход выполнения проекта:

  1. Опишите как можно большее количество экологических проблем, существующих в настоящее время в регионе, населенном пункте, их причины, масштаб.
  2. Предложите решение этих экологических проблем.
  3. Оформите результаты вашей работы в виде презентации PowerPoint.

 

Приложение 2

Шкала оценки рукописи проекта

Показатели

Градация

Баллы

1. Конкретность, ясность формулировки цели, задач, а такжеих соответствие теме проекта

конкретны, ясны, соответствуют

2

неконкретны, неясны или не соответствуют

1

цель и задачи не поставлены

0

2. Всесторонность и логичность обзора– освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы

освещена значительная часть проблемы

2

проблема освещена фрагментарно

1

проблема не освещена

0

3. Логичность и обоснованность эксперимента (/наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта

эксперимент логичен и обоснован

2

встречаются отдельные неувязки

1

эксперимент не логичен и не обоснован

0

4. Наглядность (многообразие способов) представления результатов – графики, гистограммы, схемы, фото

использованы все возможные способы

2

использована часть способов

1

использован только один способ

0

5. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач; оценивание выдвинутой гипотезы

соответствуют; гипотеза оценивается

2

частично; гипотеза только упоминается

1

не соответствуют; гипотеза не оценивается

0

6. Конкретность выводов – отсутствие рассуждений, частностей, общих мест, ссылок на других

выводы конкретны (не резюме!)

2

отдельные выводы неконкретны

1

выводы неконкретны

0

7. Оформление списка литературы -оформлен в соответствии с ГОСТ, имеются ссылки в тексте

оформлен в соответствии с ГОСТ, ссылки в текст имеются

2

оформление не соответствует ГОСТ или нет ссылок в тексте

1

оформление не соответствует ГОСТ, нет ссылок в тексте

0

8. Грамотность и аккуратность оформления работы -

работа оформлена аккуратно, грамматических ошибок нет

2

встречаются отдельные ошибки или помарки

1

работа оформлена неаккуратно, имеются грамматические ошибки

0

9. Практическая значимость проекта - использование результатов проекта в практической деятельности

широко используется в экологических акциях, мероприятиях, публикациях

2

упоминается об использовании

1

об использовании не упоминается

0

 

Приложение 3

Шкала оценки презентаций

Показатели

Градация

Баллы

содержание

1. Соответствие презентации заявленной теме

соответствует полностью

2

есть несоответствия (отступления)

1

в основном не соответствует

0

2. Структурированность (организация) презентации, которая обеспечивает понимание ее содержания

структурировано, обеспечивает

2

структурировано, не обеспечивает

1

не структурировано, не обеспечивает

0

3.Всесторонность раскрытия темы– освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы

освещена значительная часть проблемы

2

проблема освещена фрагментарно

1

проблема не освещена

0

4. Наличие списка использованных ресурсов

приведены и список литературы и ссылки на изображения

2

приведены или список литературы или ссылки на изображения

1

отсутствуют список литературы и ссылки на изображения

0

оформление

5. Целесообразность, инструментальность анимации, уровень её использования

целесообразна

2

целесообразность сомнительна

1

не целесообразна

0

6. Целесообразность использования различных шрифтов и фонов – текст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами

сочетание оптимально

2

целесообразность сомнительна

1

текст сливается с фоном

0

7. Грамотность оформления презентации

отсутствие грамматических ошибок

2

1-2 грамматических ошибок

1

более 2 грамматических ошибок

0

 

Приложение 4

АНКЕТА-ЗАЯВКА
на участие в областном конкурсе экологических проектов
«Моя окружающая среда»

 

1. Название проекта

_____________________________________________________________

2. Фамилия, имя, отчество автора или авторов (полностью), коллектива
_____________________________________________________________

3. Дата рождения ____________________________________________

4. Домашний адрес (с индексом) ______________________________

5. Место учебы (полное наименование общеобразовательного учреждения, класс)
_____________________________________________________________

6. Образовательное учреждение, направляющее работу (полное наименование, адрес с индексом, телефон, факс, E-mail) __________________________________

7. Наименование объединения обучающихся (творческое объединение, школьное лесничество, клубы и т.п.) _____________________________________________________

8. Фамилия, имя, отчество руководителя (если имеется), должность, место работы
______________________________________________________________

9. Фамилия, имя, отчество консультанта работы (если имеется), должность, место работы
______________________________________________________________

Примечания _________________________________________________

Дата заполнения "____" ___________20___ г.

 

Подпись руководителя учреждения, направляющего работу ____________

Фотоальбом