Государственное учреждение дополнительного образования
«Областная детская
эколого-биологическая станция»
(3842) 64-25-31
650002, Россия, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 10

Версия для слабовидящих

 

Цветовая схема

T T T

Шрифт

T T T T

Размер шрифта

S M L + -

Стиль текста

Текст B I

Вид панели

ПОЛОЖЕНИЕ об областном конкурсе экологических проектов «Моя окружающая среда»

   
   

1. Общие положения

1.1 Областной конкурс экологических проектов «Моя окружающая среда» (далее – Конкурс) проводится с целью привлечения учащихся к изучению экологического состояния окружающей среды и здоровья человека посредством выполнения экологических проектов.

1.2. Задачи Конкурса:

– выявить и поощрить учащихся, проявляющих интерес к экологическим проблемам населенных пунктов Кемеровской области;

– формировать навыки освоения методик по изучению экологического состояния среды проживания;

– развивать жизненную позицию повышения требований к экологическому качеству среды проживания.

1.3. Учредителем Конкурса является департамент образования и науки Кемеровской области. Конкурс организует и проводит государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областная детская эколого-биологическая станция».

 

2. Участники Конкурса

2.1. В Конкурсе могут участвовать учащиеся 7–11 классов образовательных организаций Кемеровской области.

3. Порядок и сроки проведения Конкурса

3.1. Конкурс проводится заочно.

3.2. Для участия в конкурсе необходимо выполнить экологические проекты (один, несколько или все четыре проекта) согласно календарного плана и выслать результаты проектов до указанного срока. Рекомендации по содержанию проектов приведены в приложении 1.

3.3. Сроки проведения конкурса: июль 2014 г. - апрель 2015 г.

 

Календарный план

 

Название проекта

Срок сдачи проекта

Муравейник

до 15 октября 2014 г.

Сколько наша семья выбрасывает СО2

до 1 февраля 2015 г.

Чем дышит зимний город?

до 1 апреля 2015 г.

Экологический календарь

до 15 апреля 2015 г.

 

4. Критерии оценки экологических проектов:

1) наличие введения, цели и задач;

2) глубина проработанности материала;

3) практическая значимость результатов проекта;

4) наличие наглядного материала (графики, диаграммы, таблицы);

5) наличие списка литературы;

6) грамотность и аккуратность оформления работы.

Шкалы оценки рукописи проекта и презентации приведены в приложении 2,3.

5. Требования к оформлению проектов

5.1. Проекты № 1, 2, 3 оформляются согласно требований (приложения 2,3), принимаются в печатном виде, листы должны быть прочно скреплены. Результаты выполнения проекта № 4 должны быть оформлены в виде презентации PowerPoint (15–20 слайдов) и представлены на CD – диске (приложение 4).

5.2. Заявки (приложение 5) и конкурсные работы следует направлять на областную детскую эколого-биологическую станцию в соответствии с календарным планом конкурса по адресу: 650002, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 10. Заявки дублируются на электронный адрес: konkurs-odebs@mail.ru с пометкой «Моя окружающая среда» и названия проекта. Ответственный за проведение Конкурса: Кольева Татьяна Ивановна, т. (3842) 64-25-31. Информация о конкурсе размещена на сайте ГОУ ДОД ОДЭБС: www.eco-kem.ru .

 

6. Подведение итогов Конкурса

6.1. Победители по каждому проекту определяются по сумме набранных баллов и награждаются грамотами департамента образования и науки Кемеровской области.

 

Приложение 1

Проект № 1

 

«Муравейник»

Рыжие лесные муравьи (род Formica) играют важную положительную роль в жизни леса: защищают лес от многих опасных хвое- и листогрызущих вредителей; являются активными почвообразователями; способствуют расселению многих видов растений. Муравейники используются как места поселения микроорганизмов, грибов, ночевок и «санитарных ванн» целого ряда животных.

Вместе с тем, во многих лесных сообществах муравьи испытывают сильное антропогенное воздействие: вследствие хозяйственной деятельности или отдыха человека изменяется привычная для них природная среда.

Эффективное и рациональное использование рыжих лесных муравьев и их охрана должны быть основаны на глубоких знаниях их биологии и экологии.

 

Проводя наблюдения за муравьями, придерживайтесь правил, которые позволят снизить степень вытаптывания площадки, следовательно, уменьшить негативное воздействие на жизнь муравейника. Заранее продумайте подходы к муравейнику, не наступайте на муравьиные тропы, не оставляйте мусор и пищевые отходы в окрестностях.

 

Ход выполнения проекта

 

Оборудование: блокнот, карандаш, рулетка, колышки и шнур для закладки пробной площадки, коробки или банки для сбора материала, лупа или бинокуляр, определители растений и насекомых.

 

 

1. Используя научно-популярную литературу и другие источники, познакомьтесь с систематическим положением  и особенностями биологии муравьев рода Formica. Рыжими лесными муравьями называют виды, близкие по морфологическому строению и родственным связям, которые образуют единую родственную группу (Formica aquilonia, Formica polyctena, Formica lugubris).

2. Для проведения исследований выберите участок в лесном сообществе, где расположены гнезда (муравейники) рыжих лесных муравьев. Площадь исследуемого участка выбрать в зависимости от плотности расположения муравейников, но не более 1 км2. Методом маршрутных учетов отметьте все муравейники, встреченные в радиусе 4 метров от маршрутной тропы. Составьте карту-схему распределения муравейников на исследуемой территории. На ней обозначьте приблизительные границы зоны, пригодной для использования муравьями. Естественными ограничениями участка распространения рыжих лесных муравьев может стать: ручей, болото, овраг, скала, дорога, густой кустарник, смена биотопа и т.д. Нанесите их на карту. Обязательно укажите масштаб, географическое положение исследуемого участка, направления сторон света.

3. Проведите геоботаническое описание растительности биотопа на участке, где вы обнаружите наземный купол гнезда рыжих лесных муравьев. Для этого разбейте 3 пробные площадки в местах расположения муравейников. Исследование растительности проводить по следующей методике (Форма 1).

4. Опишите все муравейники, обнаруженные на исследуемом участке. Выясните структуру наземного купола каждого муравейника. Выясните количество и протяженность основных кормовых дорог, идущих от гнезда. Исследование выполняется по следующей методике (Форма 2). Затем данные сводятся в общую таблицу.

5. Выявите факторы антропогенного воздействия на исследуемый участок лесного сообщества, которые могут отрицательно влиять на жизнь рыжих лесных муравьев, обитающих на данной территории.

6. Сделайте выводы о состоянии муравейников на исследуемом участке и воздействии экологических факторов на жизнь рыжих лесных муравьев в данном лесном сообществе.

Форма 1

Геоботаническое описание растительности биотопа.

 

Размер пробной площадки – 10 х 10 м. Площадка закладывается в месте расположения муравейника и захватывает кормовой участок данной колонии муравьев. Границы площадки обозначают колышками, при высоком травостое метками на деревьях. Описание травянистого яруса проводить не ближе 2-3 метров к наземному куполу гнезда, чтобы не повредить кормовые тропы колонии муравьев.

Бланк геоботанического описания.

Площадка №______ Дата: ________

Географическое и местное положение: _________________________________

Положение в рельефе: _______________________________________________

Название биотопа (по доминантам основных ярусов): ____________________

Следы деятельности человека: ________________________________________

 

I. Древесный ярус

Название породы дерева

Число

стволов

Средняя высота, м

Сомкнутость крон

 

 

 

 

 

 

II. Кустарниковый ярус (подлесок)

Название вида

Средняя высота, м

Проективное

покрытие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Травянисто-кустарничковый ярус

 

Название вида

Средняя

высота, м

Проективное

покрытие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сомкнутость крон. Под сомкнутостью понимается доля площади поверхности земли, занятая проекциями крон, иными словами оценивается соотношение между "открытым небом" и кронами. Отсутствие крон принимается за ноль, а полное смыкание крон - за 1. При этом просветы между ветвями в расчет не принимаются - "кроной" считается пространство, очерченное мысленно по крайним ветвям (периметру) кроны.

Проективное покрытие выражается в процентах и определяется для каждого вида в отдельности. При этом сумма значений проективного покрытия всех видов может быть и больше 100, в случае, если листья растений "перекрываются" (образуют несколько "пологов"). Если часть почвы остается незакрытой растениями, суммарное проективное покрытие может быть меньше ста процентов.

Форма 2.

Методика изучения структуры наземного купола муравейника.

Опишите местоположение и форму наземного купола муравейника.

  1. Измерьте его высоту и диаметр. Определите объем и площадь основания купола муравейника. Сделайте схематический рисунок его поперечного контура.
  2. Выясните, из чего построен наземный купол. Для этого осторожно зачерпните спичечным коробком или пластмассовой коробочкой строительный материал с поверхности купола. Эти действия повторите еще 2 раза в разных частях муравейника. Проведите разбор и подсчет элементов строительного материала и выразите в процентах (хвоя, частички листьев, веточки и т.д.).
  3. Установите путем наблюдения количество муравьиных дорог, ведущих от купола. Пройдите вдоль каждой тропы, выясните их приблизительную длину и ширину. Используя компас, составьте схему муравьиных дорог (в масштабе), таким образом, определив кормовой участок данного муравейника. Эти данные перенесите на карту исследуемого участка.
  4. На каждый муравейник составьте бланк описания.

Описание муравейника

Географическое положение (область, район, населенный пункт) –

Удаленность участка исследования от населённого пункта –

Общая характеристика рельефа –

Название растительного сообщества –

 

Состав наружного купола муравейника (%)

Размер муравейника

Кол-во кормовых троп

Общая протяженность троп

диаметр основания

высота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект № 2

«Чем дышит зимний город?»

 

Определение загрязнений воздуха по снежному покрову*

 Ход выполнения проекта:

1. Для отбора проб выбирается несколько точек в разных участках города. В каждом пункте отбор проводится не менее, чем два раза (например, зимой или осенью - один раз, весной - второй раз), потому что к весне количество загрязняющих веществ накапливается и средние показатели по 2-3 исследованиям окажутся наиболее точными.

Проба снега берется с 1 квадратного метра (до самого грунта). Снег раскладывается в пронумерованные пакеты. Хранить пакеты можно за окном, на балконе, в холодильнике. Содержимое пакетов растопить, довести до комнатной температуры. Проверить загрязнение снега. Для этого необходимо взвесить фильтр до фильтрования воды, затем профильтровать воду, и тщательно просушив фильтр, взвесить его еще раз. Для определения pH можно использовать индикаторную бумажку, смочив ее водой и сравнив ее цвет со шкалой цветности. Результаты внести в таблицу № 1.

2. На основе полученных результатов можно составить карту загрязненности снежного покрова и определить источники загрязнения воздуха, а также степень и границы их влияния. Наиболее легко выявляются такие источники загрязняющих веществ, как котельные, автомобильный транспорт, предприятия тяжелой и топливно-энергетической промышленности.

 Таблица 1

Анализ запыленности снегового покрова

(на один квадратный метр)

 

 

Уровень загрязнения, г

Кислотность

№ п/п

Район

исследований

Количество

воды

Ноябрь

Январь

Март

Ноябрь

Январь

Март

1.

2. 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________

*Скалон Н. В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно-методическое пособие /Скалон Н.В., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В., Аверина Е.П. – Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2006. 128с.

 

 

Проект № 3

«Сколько наша семья выбрасывает СО2»

Ход выполнения проекта:

1. Подсчитай, сколько СО2 твоя семья ежегодно выбрасывает в атмосферу.

 

Если у твоих родителей есть машина, подсчитай, сколько СО2 выбрасывается в результате ваших поездок, среднее количество км на спидометре за  год,

 х___л бензина/км пробега автомобиля =____л бензина в год.

 ___л бензина/год х 2 кг СО2 /л* =____кг СО2 в выхлопе автомобиля/г.

* - Один литр бензина при сжигании производит около 2 кгСО2.

Нефть, природный газ и уголь могут использоваться у тебя дома для отопления. Если это так, сделай следующие расчеты, чтобы определить производимые твоей семьей выбросы СО2.

_____л нефти/год х 2,5 =_____кг СО2/г.

_____мз газа/год х 2 =_______СО2/г.

_____кг угля/год х 3 =_______СО2/г.

* - 1 л нефти при сжигании выделяет около 2,5 кг СО2.

* - Каждый мз газа выделяет примерно 2 кг СО2.

* - 1 кг угля выделяет примерно 3 кг СО2.

Необходимо узнать, сколько электричества твоя семья расходует ежемесячно (в киловатт-часах). Посмотри ежемесячные счета за электричество или проверь электросчетчик. кВт/ч х 0,6 = кг СО2.

* - Электростанции производят электроэнергию при помощи разных источников, таких, как уголь, ядерные реакции, течение воды, ветер, газ и нефть. В среднем на 1 кВт/ч выработанной энергии выделяется около 0,6 кг СО2.

Теперь сложи все полученные результаты. СО2 производимого твоей семьей за год =________кг.

 

 

 

2. Перечисли способы сокращения потребления энергии по каждой из категорий.

 

Способ снизить энергопотребление

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

 

Проект № 4

«Экологический календарь»

Выполняя этот проект, необходимо собрать, проанализировать и представить информацию о какой-либо дате экологического календаря в виде презентации Power Point.

 

Примерная структура информационных материалов:

  • Название экологической даты
  • Цель
  • История (когда впервые стали отмечать эту дату, в связи с чем)
  • Эмблема или символ даты (найди или разработай сам)
  • Выдающиеся личности, связанные с данной датой
  • Мероприятия, проводящиеся в рамках даты
  • Характеристика проблемы, которой посвящена дата
    • масштабы,
    • причины возникновения,
    • способы предотвращения,
    • интересные факты, вопросы, загадки, стихи и т.д., относящиеся к этой дате,
    • достижения науки в решении проблемы,
    • ваше отношение к проблеме,
    • актуальность проблемы для современного школьника,
    • каким Вы видите решение проблемы.

Приложение 2

 

Требования к оформлению конкурсной работы

 

1. Учебно-исследовательский проект должен иметь:

· титульный лист, на котором обязательно указываются: название образовательной организации, при котором выполнена работа, муниципальное образование, название детского объединения, тема работы, фамилия, имя, отчество автора, класс, фамилия, имя, отчество, должность, место работы руководителя (полностью), год выполнения работы;

· содержание (оглавление),перечисляющее нижеупомянутые разделы (с указанием страниц).

В структуре изложения содержания работы должно быть представлено:

· введение,где должны быть четко сформулированы цель и задачи работы,степень изученности проблемы, сделан краткий литературный обзор, обоснована актуальность исследования, а также указаны место и сроки проведения исследования, при необходимости дана физико-географическая характеристика района исследования и режим хозяйственного использования территории;

· методика исследований(описание методики сбора материалов, методы первичной и статистической обработки собранного материала);

· результаты исследований иих анализ(обязательно приведение всех численных и фактических данных с анализом результатов их обработки);

· выводы,где приводятся краткие формулировки результатов работы, в соответствии с поставленными задачами;

· заключение,где могут быть отмечены лица, принимавшие участие в выполнении и оформлении работы, намечены дальнейшие перспективы работы, указаны практические рекомендации, вытекающие из проведенного исследования;

· список использованной литературы,оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.

2.  Фактические и численные данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в конец работы - в приложения или представлены отдельно.

3.  Все приложения должны быть пронумерованы, озаглавлены и обеспечены ссылками. Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.

Текст работы должен быть набран на компьютере (формат листа А-4, шрифт 12 или крупнее через 2 интервала) и распечатан. Работа должна быть аккуратно оформлена, страницы пронумерованы и скреплены.Объем работы не ограничен. 

 

Приложение 3

Шкала оценки рукописи проекта

Показатели

Градация

Баллы

конкретны, ясны, соответствуют

2

1

0

освещена значительная часть проблемы

2

1

0

эксперимент логичен и обоснован

2

1

0

использованы все возможные способы

2

1

0

соответствуют; гипотеза оценивается

2

1

0

выводы конкретны (не резюме!)

2

1

0

оформлен в соответствии с ГОСТ, ссылки в тексте имеются

2

1

0

работа оформлена аккуратно, грамматических ошибок нет

2

1

0

широко используется в экологических акциях, мероприятиях, публикациях

2

1

0

Приложение 4

Шкала оценки презентаций

Показатели

Градация

Баллы

содержание

1. Соответствие презентации заявленной теме

2

1

0

2. Структурированность (организация) презентации, которая обеспечивает понимание ее содержания

2

1

0

3.Всесторонность раскрытия темы– освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы

2

1

0

4.  Наличие списка использованных ресурсов

 

2

1

0

оформление

5. Целесообразность, инструментальность анимации, уровень её использования

2

1

0

6. Целесообразность использования различных шрифтов и фонов – текст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами

2

1

0

7. Грамотность оформления презентации

2

1

0

     

Фотоальбом

 

© 2011 «Областная детская эколого-биологическая станция»

тел.: (3842) 64-25-31
адрес: 650002, Россия, г. Кемерово, пр.Шахтеров, 10