ПОЛОЖЕНИЕ об областном заочном конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

1. Общие положения

1.1 Настоящее положение определяет условия, порядок организации и проведения областного заочного конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (далее – Конкурс).

1.2 Цель проведения Конкурса – вовлечение обучающихся в деятельность по изучению, сохранению и популяризации природного и культурного наследия своего края, национальных традиций народов Кузбасса, направленную на патриотическое воспитание детей и молодежи.

1.3 Задачи Конкурса:

  • увеличение охвата обучающихся дополнительными общеобразовательными программами этно-экологического направления, стимулирование участия школьников в творческой и исследовательской деятельности;
  • вовлечение школьников в деятельность по разработке и реализации проектов, направленных на развитие экологического и этнографического туризма в городах и малых поселениях своего края;
  • привлечение внимания детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта;
  • развитие патриотического отношения к родной земле, поддержка чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействие развитию духовной привязанности к ней;
  • выявление и поддержка творческой инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих взаимоотношения этноса и природной среды, способствующей сохранению культурного и природного наследия;
  • выявление и распространение лучших образовательных практик и новых подходов по вовлечению обучающихся в социально-экономическое развитие своей малой родины.

1.4 Учредителем Конкурса является Министерство образования и науки Кузбасса. Организацию и проведение Конкурса осуществляет Государственное учреждение дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция».

 

2. Участники Конкурса

2.1. В Конкурсе могут принимать участие обучающиеся образовательных организаций Кузбасса всех типов и видов в возрасте от 10 до 18 лет, проявляющие интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, а также педагоги дополнительного образования, реализующие дополнительные общеобразовательные программы этно-экологического направления.

2.2 Допускается индивидуальное и коллективное участие.

2.3 Замена участников в ходе конкурса не допускается.

2.4 Участие в Конкурсе является добровольным, бесплатным.

2.5 Подача работы на Конкурс означает добровольное согласие с условиями Конкурса.

3. Содержание, сроки и порядок и проведения Конкурса

3.1 Конкурс проводится в два этапа – муниципальный и областной.

3.2 Сроки проведения областного этапа: декабрь 2020 г.

3.3 Конкурс проводится по следующим номинациям:

Для обучающихся 10-18 лет:

- Духовные и экологические традиции моей малой родины (рассматриваются творческие работы, отражающие уникальность, местные традиции городов и малых поселений: образцы сувенирной продукции, рецепты по приготовлению национальных блюд, описание традиционных семейных и природоохранных праздников, правил поведения в малых поселениях, направленных на сохранение традиций, культурной и природной среды)

Для обучающихся 14-18 лет:

- Этно-экологические исследования (рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование).

- Этноэкология и современность (рассматриваются практические проекты, направленные на сохранение и развитие природно-культурной среды (села, города) через воспроизводство явлений нематериальной культуры (песен, танцев, игр, обрядов и др.), отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением, а также предметов материальной культуры (одежды, утвари, продуктов питания и др.), с использованием природных материалов, отражающих природные объекты и явления.

- Эко-гид (рассматриваются путеводители, описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины и направленные на развитие этно-экологического туризма).

- Этно-экологическая журналистика (рассматриваются видеосюжеты, фоторепортажи, статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, посвященные задачам комплексного сохранения культурного и природного наследия малой родины и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения жизни этноса и природной среды).

Работы детей с ОВЗ оцениваются в каждой номинации отдельно при достаточном их количестве. Если количество работ недостаточно в номинации (менее 5), то номинации могут быть объединены.

- Лучшие образовательные практики (рассматриваются программно-методические комплексы из модулей дополнительной общеобразовательной программы).

3.4 Конкурсные работы должны соответствовать условиям Конкурса и требованиям к их оформлению (приложение 1).

3.5 На Конкурс не принимаются работы:

  • не соответствующие тематике Конкурса (не связанные с изучением или сохранением культурного и природного наследия);
  • не соответствующие требованиям к оформлению конкурсных работ;
  • занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях областного уровня, проводимых в предыдущем и текущем годах;
  • нарушающие нормы толерантности и уважения к другим этносам, религиям и культурам.

3.6 Оценка конкурсных работ проводится в соответствии с критериями (приложение 2).

3.7 Размещение работ на Конкурс расценивается как согласие автора на их возможную полную или частичную публикацию с соблюдением авторских прав.

3.8 Для участия в Конкурсе до 1 декабря 2020 г. необходимо:

  • заполнить заявку, размещенную на официальном сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция» http://eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия»;
  • организаторам муниципальных конкурсов необходимо заполнить электронный протокол муниципального этапа, размещенный на официальном сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция» http://eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия»;
  • направить конкурсные материалы в электронном варианте в виде архивного файла (zip или rar) размером не более 30 Мбайт на e-mail: konkurs-odebs@mail.ru с пометкой в теме письма «Моя малая родина». В названии архива указать фамилию, имя автора и территорию: Иванова_Мария_Кемерово.

3.9 Работы, присланные на Конкурс после 1 декабря 2020 года, не оцениваются.

3.10 Информация о Конкурсе размещена на сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция»: http://eco-kem.ru. Ответственный за проведение Конкурса: Берестенева Татьяна Викторовна, тел.(3842)64-25-31.

 

4. Подведение итогов

4.1 В каждой номинации Конкурса определяются победители и призеры, которые награждаются грамотами Государственного учреждения дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция».

4.2 Работы победителей Конкурса будут направлены в Федеральный детский эколого-биологический центр (г. Москва) для участия во Всероссийском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос».

Приложение 1

Требования к оформлению конкурсных работ

1. Общие требования к конкурсным работам

1.1. Все текстовые материалы должны быть представлены на русском языке (при необходимости с использованием латинских названий видов животных и растений). В приложениях возможно представление скан-копий, а также видеороликов, созданных любыми доступными средствами, соответствующих тематике Конкурса.

Продолжительность видеороликов – до 3 минут. Оценивается оригинальность решений для раскрытия темы, глубина идеи, образность, индивидуальность творческого мышления, оригинальность используемых средств. Участники размещают ссылку на видеоролик на видеохостинг YouTube.

1.2. Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.

1.3. Объем работы не более 25 страниц (за исключением номинации «Эко-гид»), шрифт – 14, интервал – одинарный. Размер файла не должен превышать 30 Мб.

1.4. Каждая работа должна иметь титульный лист, на котором указываются (сверху вниз): полное наименование образовательной организации, при которой выполнена работа, название детского объединения; тема работы; фамилия и имя автора, класс; фамилия, имя, отчество, должность (полностью) руководителя работы и консультанта (если имеется); название населенного пункта; год выполнения.

2. Требования к учебно-исследовательской работе

2.1. Структура учебно-исследовательской работы предусматривает:

  • титульный лист;
  • содержание с указанием глав и страниц;
  • введение с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования;
  • обзор литературы по теме исследования;
  • методика исследования описание и обоснование методов сбора и обработки материала;
  • основная часть, в которой представлены результаты исследования и проводится их обсуждение;
  • заключение, содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации;
  • список использованных источников и литературы.

2.2. Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и др. иллюстрированные материалы могут быть даны в основном тексте или в приложении к работе.

2.3. При использовании литературы источники указываются в конце работы, а в тексте приводятся ссылки.

2.4. Картографические материалы должны иметь легенду, а также (как и любой другой иллюстрированный материал) быть разборчивыми.

3. Требования к работам в номинации «Эко-гид»

3.1. Содержание данного материала должно представлять собой четкий, связный рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его самобытности, позволяющий читателю и экскурсанту при желании пройти маршрут самостоятельно.

3.2. Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным и содержать обозначение маршрута.

3.3. Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним – наглядность, точность и информативность. В подписях к фотографиям должны быть указаны их источники.

3.4. Текст путеводителя составляется в свободной форме. Логика изложения моет быть систематической (от природы к истории, культуре и современности), хронологической, географической (в порядке движения по маршруту) или иной. Подбор фактов, последовательность и форма их изложения – на усмотрение авторов. В начале или в конце путеводителя приводятся сведения о его апробации и использовании.

3.5. При использовании сведений из литературы или иных источников ссылки на эти источники обязательны.

4. Требования к работам в номинации «Этно-экологическая журналистика»

4.1. Публицистические произведения пишутся в свободной форме. Их объем не должен превышать 1 авторского листа (40000 печатных знаков или примерно 22 машинописные страницы).

4.2. Требования к социальной рекламе: соответствие идее Конкурса; общее эстетическое восприятие; высокий уровень эмоционального воздействия; качество технического исполнения; креативность (использование принципиально новых идей в создании работы); оригинальность художественного замысла.

4.3. Продолжительность видеосюжетов, видеороликов не должна превышать 3 минут.

4.4. К работе, помимо титульного листа, прилагается сопроводительный текст (объем – не более 2 страниц), содержащий сведения об авторе, помимо анкетных (интересы, опыт творчества и т.п.), и сведения о работе (цели и обстоятельства написания). Если материал был опубликован, указываются выходные данные (или интернет-ссылка), а также отклики на публикацию (если были), видеосюжеты. Указывается, как используется конкурсный материал в работе по сохранению природного и культурного наследия.

5. Требования к проектам в номинации «Этноэкология и современность»

5.1. Проект должен состоять из следующих разделов:

введение, где раскрывается его актуальность (необходимо обосновать социальную значимость проекта, возможности использования результатов), цель, задачи;

этапы и ход реализации проекта;

практические результаты. Это может быть видеозапись проведения какого-либо праздника, обряда, игр; фотографии или рисунок изготовленного предмета и другое. Натуральные экспонаты (как подлинники, так и копии) на областной этап не принимаются.

6. Требования к работам номинации «Духовные и экологические традиции моей малой родины»

6.1. Работы, представляемые в данную номинацию, должны быть ориентированы на перспективу их использования при включении этно-экологического объединения обучающихся в работу по организации этно-экологического туризма в малых поселениях своего края.

6.2. Конкурсные работы по данной номинации представляются в виде сувенирной продукции, описания рецептов приготовления национальных блюд, описания традиционных семейных и природоохранных праздников, правил поведения в малых поселениях, которые должны быть направлены на сохранение традиций, культурной и природной среды.

6.3. Помимо представления своей творческой работы, авторы также должны приложить письменное обоснование своего выбора предлагаемой сувенирной продукции.

6.4. Рекомендуется иметь в приложении наглядный материал в форме видеоролика, раскрывающий содержание.

7. Требования к работам в номинации «Лучшие образовательные практики»

Представляется модуль дополнительной общеобразовательной программы, который должен:

  • соответствовать требованиям к структуре и содержанию Дополнительных общеобразовательных программ согласно п.5 приказа Минпросвещения Росси от 9 ноября 2018 г. №196, п.9 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020г. «304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся»);
  • учитывать содержание методических рекомендаций по созданию Экостанций в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Приложение 2

Критерии оценки конкурсных работ

1. Критерии оценки творческих работ на областном заочном этапе Конкурса

1.1. Критерии оценок работ в номинации «Духовные и экологические традиции моей малой родины»:

  • соответствие требованиям к оформлению;
  • значимость объекта (творческой работы) или события (традиционные праздники, блюда и др.) и обоснованность отнесения к культурным и духовным традициям населения;
  • оригинальность работы;
  • достоверность представленного материала;
  • информативность текста и качество выполнения работы;
  • перспективность дальнейшего использования представленных объектов и событий, данных в описаниях работы в этно-экологическом туризме и т.д.

1.2. Критерии оценок работ в номинации «Этно-экологические исследования»:

  • Качество оформления: структура, наглядно-иллюстративный материал и др.;
  • применение комплексного, междисциплинарного подхода;
  • постановка цели и задач, актуальность темы и ее обоснование;
  • теоретическая проработанность темы, использование литературы;
  • обоснованность выбора методики;
  • достаточность собранного материала;
  • глубина проработанности и осмысления материала;
  • значимость и обоснованность выводов;
  • практическая значимость и (или) научная новизна исследования.

1.3. Критерии оценок работ в номинации «Этноэкология и современность»:

  • соблюдение требований к оформлению проекта;
  • актуальность, соответствие цели и задачам проекта;
  • объем и актуальность проработки содержания проекта;
  • применение комплексного, междисциплинарного подхода в содержании проекта, связанного с традициями изучаемого региона;
  • самобытность творческого замысла;
  • наличие иллюстративного материала (фотографии – качество и композиционное решение, видеофрагменты – режиссура и операторская работа);
  • степень завершенности проекта;
  • практическая значимость проекта.

1.4. Критерии оценок работ в номинации «Эко-гид»

  • стиль изложения, выразительность;
  • степень информативности описания;
  • использование комплексного, междисциплинарного подхода;
  • достоверность и уровень подачи сведений о природе;
  • достоверность и уровень подачи культурологических и этнологических сведений;
  • оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура);
  • качество картографического материала;
  • возможность и удобство использования материала в экскурсионной работе;
  • использование авторами собранного материала в экскурсионной работе.

1.5. Критерии оценок работ в номинации «Этно-экологическая журналистика»

  • компетентность в вопросах экологии, культурологии и этнологии;
  • актуальность поднятой проблемы;
  • оригинальность концепции и изложения;
  • глубина осмысления темы;
  • информативность;
  • стилистическая грамотность, образность, характер детализации;
  • наличие опубликованного материала по заявленной теме (в том числе в сети интернет).

1.6. Критерии оценок работ в номинации «Лучшие образовательные практики»:

  • аргументированность и обоснованность значимости модуля дополнительной общеобразовательной программы для развития обучающегося;
  • соответствие содержания представленного модуля программы поставленным целям и задачам;
  • владение и понимание автором современной ситуации развития образования;
  • наличие и целесообразность планируемых результатов, организационно-педагогических условий, порядка и форм аттестации;
  • наличие системы оценки качества образовательных результатов и достижений обучающихся;
  • наличие и целесообразность оценочных и методических материалов модуля дополнительной общеобразовательной программы;
  • степень реализации модуля дополнительной общеобразовательной программы.

Фотоальбом