1.1 Областной лесной конкурс «Подрост» (далее - Конкурс) является региональным этапом Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»).
1.2 Цель Конкурса – поддержка инициативы обучающихся образовательных учреждений Кемеровской области по расширению и углублению знаний, приобретению умений и навыков по лесной экологии, лесоводству и методам защиты леса, уходу и восстановлению лесов, способствующих их экологическому воспитанию, эколого-лесохозяй-ственному образованию и профессиональной ориентации.
1.4. Учредителем конкурса является департамент образования и науки Кемеровской области. Конкурс организует и проводит государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областная детская эколого-биологическая станция».
Подробнее...
2. Участники конкурса
В Конкурсе могут участвовать обучающиеся образовательных учреждений всех типов и видов Кемеровской области в возрасте от 14 до 18 лет, а также руководители детских объединений эколого-лесохозяйственной направленности образовательных учреждений, педагогические работники, специалисты лесного хозяйства и природоохранных организаций.
3. Содержание, сроки и порядок проведения
3.1. Конкурс проводится заочно по следующим номинациям:
для обучающихся
- лесоведение и лесоводство (лесная типология; изучение возобновления и формирования леса; влияния на лес рекреационной нагрузки, рубок ухода, лесных пожаров и др.; восстановления леса после рубок главного пользования, эффективности лесовосстановительных мероприятий; разведение лесных культур и др.);
- экология лесных животных (фауна, экология и поведение птиц, насекомых и других обитающих в лесу животных, в т.ч. вредителей леса; изучение эффективности биологических способов защиты леса (привлечение энтомофагов) и др.);
- экология лесных растений (флористические и геоботанические исследования лесных растительных сообществ; изучение экологических и биологических особенностей лесных растений);
- практическая природоохранная деятельность (рассматриваются работы, отражающие личное действие в решении проблемы сохранения природы - охрана лесов от пожаров; озеленение улиц населенных пунктов; организация и проведение разнообразных природоохранных акций; защита леса от вредителей и болезней, включая биологические способы - привлечение птиц, расселение муравьев и др.; пропаганда знаний о лесе и др.);
для руководителей детских объединений:
- школьные лесничества в условиях модернизации образования (представление опыта (в т.ч. инновационного) работы города/района, учреждения, руководителя объединения по организации и содержанию деятельности школьных лесничеств, направленного на развитие интересов и профессиональное самоопределение детей и подростков).
3.2. Конкурсные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями (Приложение 1) и представлены в следующих формах:
- учебно-исследовательская работа по номинациям – «Лесоведение и лесоводство», «Экология лесных животных», «Экология лесных растений» (выполняется обучающимся индивидуально);
- практический природоохранный проект в номинации «Практическая природоохранная деятельность» (выполняется обучающимся индивидуально);
- описание опыта работы (выполняются участниками номинации «Школьные лесничества в условиях модернизации образования»).
3.3. Конкурс проводится ежегодно в два этапа: городской/районный, областной. Сроки проведения Конкурса: декабрь. Точные сроки проведения будут сообщены дополнительно в информационном письме департамента образования и науки.
3.4. От каждого города/района на областной этап муниципальные органы управления образованием направляют не более 5 конкурсных работ победителей городского/районного этапа Конкурса (по одной в каждую номинацию).
3.5. К каждой конкурсной работе представляется анкета-заявка на участие в областном лесном конкурсе «Подрост» (приложение 3).
3.6. Конкурсные материалы высылаются на областную детскую эколого-биологическую станцию по адресу: 650002, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 10. Тел. (3842) 64-25-31.
3.7. По итогам оценки конкурсных работ определяются победители. Работы победителей направляются на Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» в г. Москва.
3.8. На Конкурс не принимаются работы в случаях, если:
- содержание представленной работы не соответствует тематике Конкурса;
- оформление конкурсных материалов не соответствует требованиям Конкурса (приложение 1);
- представленная работа получала одно из призовых мест на других конкурсах областного уровня, проведенных департаментом образования и науки в предыдущем и текущем годах.
3.9. Конкурсные материалы, поступившие на городской/районный и областной конкурс, оцениваются в соответствии с критериями (приложение 2).
3.10. Работы, присланные на Конкурс, не возвращаются.
3.11. Работы (тезисы работ, фрагменты работ) могут быть опубликованы в печатных изданиях СМИ с сохранением авторства за участниками Конкурса.
4. Подведение итогов конкурса
Победители Конкурса (по номинациям) награждаются грамотами департамента образования и науки Кемеровской области.
Приложение 1
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНКУРСНЫХ РАБОТ
1. Учебно-исследовательская работа должна содержать:
- титульный лист с указанием (сверху вниз) названия вышестоящей организации, учреждения и объединения; темы работы; фамилии и имени (полностью) автора, класс, школа, город/район; фамилии, имени и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеются), должность, место работы; год выполнения работы;
· оглавление, перечисляющее нижеупомянутые разделы;
· введение, где необходимо сформулировать проблематику; цель и задачи работы; обосновать ее актуальность; провести краткий обзор литературных источников по проблеме исследования; указать место и сроки проведения исследования; дать физико-географическую характеристику района исследования;
· методику исследования (описание методов сбора, первичной и статистической обработки материала);
· результаты исследований и их обсуждение. Желательно использование таблиц, графиков и т.п.;
· выводы (краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах);
· заключение, где могут быть отмечены лица, помогавшие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы и даны практические рекомендации, проистекающие из данного исследования;
· список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.
Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в конец работы – в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.
Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб. Объем работы не ограничен.
К учебно-исследовательским работам должны прилагаться тезисы объемом не более одной страницы (межстрочный интервал - одинарный). В “шапке” тезисов следует указать название работы, фамилию, имя, класс автора, школа, город/район, фамилию, имя, отчество руководителя (если имеется), должность, место работы, название города/района.
2. Практический природоохранный проект должен иметь:
* титульный лист с указанием (сверху вниз) названия организации и объединения; названия работы; фамилии и имени (полностью) автора, класса, школы; фамилии, имени и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеется), должность, место работы, город/район; год выполнения работы;
* оглавление, перечисляющие разделы;
* введение, где необходимо указать проблему, которую решает проект; обосновать ее актуальность, цель и задачи работы;
* этапы и механизмы реализации;
* практическая значимость.
Желательно иметь в приложении наглядный материал (по усмотрению автора), раскрывающий содержание всех этапов реализации проекта.
3. Описание опыта работы города/района, учреждения, руководителя детского объединения - школьного лесничества или другого объединения обучающихся должно иметь:
Титульный лист с указанием фамилии, имени и отчества автора (-ов), полного названия коллектива или организации, полного почтового адреса и других координат, года представления опыта.
Содержание включает в себя следующее:
· краткую историю вопроса, на решение которого было направлено действие (города/района, учреждения, руководителя детского объединения);
· характеристику условий, в которых создавался опыт;
· описание и анализ того нового, оригинального, что есть в практике создателя опыта (показать в динамике);
· изложение достигнутых результатов и перспективы на дальнейшую работу.
Приложение может включать в себя: образовательные программы дополнительного образования детей соответствующие тематике Конкурса; разные виды методической продукции (рекомендации, пособия, имитационные игры, разработки массовых мероприятий и др.).
Объем текста описания опыта работы не должен превышать 20 страниц. Желательно наличие иллюстративных материалов (схемы, таблицы, графики фотографии, публикации и пр. форматом – не более А-4).
Требования к приложению
3.1. Образовательная программа дополнительного образования детей должна соответствовать тематике Конкурса и содержать следующие разделы:
· объяснительную записку, поясняющую, для какой возрастной группы предназначена образовательная программа, на какой срок и какое число обучающихся рассчитана, условия ее реализации, степень апробации; цели, задачи и обоснование необходимости создания программы; основные формы и методы работы с обучающимися, возможные оценки результатов;
· тематическое планирование с указанием основных разделов, тем, часов, отведенных на каждую тему, из них количество часов теории, практики, экскурсий и т.п., общее количество часов;
· содержание программы, где в определенной последовательности изучения основных разделов и тем, указанных в тематическом планировании, прописываются ключевые понятия, а также формы работы с детьми и методы оценки результатов реализации программы;
· списки оборудования и литературы;
· методическое обеспечение программы.
Желательно, чтобы образовательная программа имела приложения в виде методических разработок, пособий и т.п.
3.2. Методические материалы (методические пособия, рекомендации, разработки мероприятий, сообщения об инновационных формах и методах экологического образования и т.п.) могут быть оформлены в любой произвольной форме, удобной для исполнителя. Главное требование к ним – информативность и степень востребованности.
4. Все текстовые материалы должны быть написаны на русском языке, отпечатаны на пишущей машинке или набраны на компьютере. В исключительных случаях возможно представление разборчиво написанного рукописного текста. Листы конкурсных материалов должны быть надежно скреплены степлером, в скоросшивателе и т.п. и пронумерованы. Формат – не более А-4.
5. Каждая конкурсная работа должна сопровождаться анкетой-заявкой (приложение 3).
6. Работы, оформление которых не соответствуют вышеуказанным требованиям, не рассматриваются.
Приложение 2
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
КОНКУРСНЫХ РАБОТ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «ПОДРОСТ»
1. Учебно-исследовательской работы:
- постановка цели и задач, обоснование актуальности;
- обоснованность выбора методики;
- достаточность собранного материала;
- глубина проработанности и осмысления материала, использование литературы;
- практическая значимость;
- значимость и обоснованность выводов;
- качество оформления.
2. Практический природоохранный проект
- постановка цели и задач, их соответствие актуальности существующей проблемы;
- оригинальность подходов в решении, наличие самостоятельного взгляда автора на решаемую проблему;
- грамотность и логичность в последовательности реализации проекта;
- практическая значимость проекта;
- качество оформления.
3. Описание опыта работы:
- новаторство и уникальность в организации деятельности;
- разнообразие направлений и форм работы;
- систематичность проводимой работы;
- программно-методическое обеспечение содержания деятельности и его практическая значимость;
- результативность, успешность в профессиональном самоопределении обучающихся;
- качество оформления представленных материалов и их информативность.
Приложение 3
АНКЕТА-ЗАЯВКА
на участие во Всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост»
Название работы: ___________________________________________________________
Номинация: ___________________________________________________
Фамилия, имя отчество автора (полностью) ________________________
___________________________________________________________________
4. Статус автора: обучающийся / педагог / учреждение
(ненужное зачеркнуть)
5. Дата рождения __________________________________________________
6. Домашний адрес (с индексом) _____________________________________
_____________________________________________________________________
___________________________________________________________
7. Место учебы (общеобразовательное учреждение, класс) или работы (организация, должность)
____________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
8. Учреждение, направляющее работу (полное название, адрес с индексом,
телефон, факс, E-mail) ____________________________________________
__________________________________________________________________
9. Объединение обучающихся (школьное лесничество, кружок, клуб и т.п.)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________
10. Фамилия, имя, отчество руководителя и консультанта работы (если имеются)
_________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
11. Должность, место работы руководителя ____________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Примечания _____________________________________________________
________________________________________________________________
Дата заполнения "____" ___________20__ г. Подпись