Государственное учреждение дополнительного образования
«Областная детская
эколого-биологическая станция»
(3842) 64-25-31
650002, Россия, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 10

Версия для слабовидящих

 

Цветовая схема

T T T

Шрифт

T T T T

Размер шрифта

S M L + -

Стиль текста

Текст B I

Вид панели

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Ученические производственные бригады – важный фактор формирования кадрового потенциала аграрно-промышленного комплекса страны» г. Ставрополь, 4 июля 2014 г.

Всероссийская научно-практическая конференция «Ученические производственные бригады – важный фактор формирования кадрового потенциала аграрно-промышленного комплекса страны» (далее - Конференция), проводилась Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края 4 июля 2014 г. на базе Ставропольского государственного аграрного университета при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Российского союза сельской молодёжи.

Конференция проводилась в рамках Всероссийского слета ученических производственных бригад, посвященного празднованию 60-летию создания и развития ученических производственных бригад на Ставрополье.

В работе Конференции приняли участие 450 представителей из 15 субъектов Российской Федерации. Среди них ученые высших учебных заведений, руководители и специалисты региональных и муниципальных органов управления образованием, руководители образовательных учреждений, представители региональных учреждений повышения квалификации педагогических работников, педагоги, учащихся, студенты.

Перед Конференцией стояли следующие задачи:

  • выявление уровня заинтересованности и участия отечественной научной и педагогической общественности в решении ключевых проблем развития ученических производственных бригад в России;
  • обмен идеями и опытом в области современного реформирования ученических производственных бригад и развития их инновационного потенциала;
  • обобщение опыта работы региональных систем образования, государственных и муниципальных образовательных учреждений по трудовому обучению и воспитанию школьников, развитию ученических производственных бригад, формированию у учащихся базовых навыков для жизни в сельском социуме;
  • привлечение внимания федеральных и региональных органов власти и управления образованием к необходимости государственной поддержки развития движения ученических производственных бригад;
  • консолидация усилий ученых, практических работников образования и научно-педагогических коллективов как федерального, так и регионального уровней для эффективного продвижения по пути комплексного реформирования и развития инновационного потенциала ученических производственных бригад в России.

Участники Конференции отмечают, что на современном этапе развития образования во многих регионах России наметились позитивные изменения в сельской образовательной среде. Благодаря федеральной целевой программы развития образования, региональным программам растет число и разнообразие сельских образовательных организаций инновационного типа, уровень научной и педагогической квалификации работающих в них педагогов. Развивается совместная научно-исследовательская деятельность школ и ВУЗов, научных организаций РАО, региональных институтов и центров развития образования по актуальным проблемам сельской школы.

Во многих образовательных организациях накоплен уникальный опыт воспитания и обучения детей через производственный труд, создаваемые при школах малые производственные предприятия, трудовые объединения школьников. Внедряемые в образовательный процесс программы и технологии профильного обучения школьников обеспечивают реальную подготовку их к жизни, воспитывают у них самостоятельность и активность, способствуют эффективному развитию профессиональной карьеры, формированию гражданской позиции и личностных качеств.

Участниками Конференции одобрен уникальный опыт Ставропольского края и других регионов России по трудовому воспитанию детей и молодежи через поддержку и развитие ученических производственных бригад.

Вместе с тем, участники Конференции отмечают, что, в связи с изменившимися социально-экономическими условиями развития села, низким, в целом, уровнем жизни сельских жителей происходит дальнейший отток из села молодежи и как следствие старение кадрового потенциала села, уменьшение числа школьников. Школьные проблемы встают с особой остротой, возникает жизненная необходимость перестройки подходов к вопросам организации процесса обучения и воспитания школьников, в результате чего процент выпускников средней школы остающихся в сельском хозяйстве должен не падать, а расти.

К сожалению, как отметили участники Конференции, многие сельские школы имеют крайне слабую материально-техническую и кадровую базу. Недостаточное бюджетное финансирование муниципальных образовательных организаций не позволяет в полной мере обеспечить эффективный образовательный и воспитательный процесс. В условиях экономического кризиса, а также несовершенства законодательной и нормативной базы, под угрозой находятся школьные трудовые объединения, ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха школьников.

Сегодня крайне важно создавать необходимые правовые, экономические, организационные условия и механизмы для поддержки и развития сельских школ, в том числе малокомплектных, используя возможности школьных малых предприятий, трудовых объединений школьников, ученических производственных бригад.

На Конференции обсуждены возможные для этого пути конструктивного взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием, высшей школы, бизнес-сообществ, общественных организаций, предпринимательских структур; проанализировали работу различных школьных форм производственной и производительной деятельности, трудового обучения и воспитания школьников.

Участники Конференции отмечают, что практика проведения Всероссийских конференций по данной тематике является наиболее приемлемой и эффективной формой по обобщению опыта в области современного реформирования сельской школы, развития ее инновационного потенциала, повышения заинтересованности научно-педагогической общественности и педагогов в решении проблем трудового воспитания и обучения сельских школьников.

В ходе Конференции было представлено более 30 докладов и сообщений, проведено пленарное заседание, круглые столы.

Участники Конференции рекомендуют:

1.Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

  • рассмотреть возможность введения в общероссийский классификатор видов экономической деятельности нового вида деятельности «профориентация детей» и закрепления решения этой задачи на базе организаций дополнительного образования детей и внеурочной деятельности для основного образования;
  • разработать совместно с органами государственной власти Российской Федерации нормативную базу, обеспечивающую реализацию региональных программ по развитию современных образовательных комплексов в сельской местности;
  • учитывать при разработке нормативных актов, устанавливающих механизмы реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для всех уровней образования сложившиеся в регионах опыт и традиции трудового обучения и воспитания сельских школьников;
  • создать рабочую группу по развитию ученических производственных бригад в рамках межведомственного совета воспитания и дополнительного образования детей;
  • поручить рабочей группе разработать необходимые документы для придания статуса ученической производственной бригаде как хозяйствующего субъекта, который даст возможность этим объединениям доступ к вопросам закрепления земли, получения льготного кредитования, субсидирования, лизинга – для оснащения их современной техникой, рассмотрения предложений по предоставлению налоговых льгот, как с точки зрения как сельхоз производителя, так и учитывающих особенности трудового обучения и воспитания детей, где их основная задача не извлечение максимальной прибыли «любыми средствами»;
  • включить Всероссийский слет ученических производственных бригад в Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий по итогам которых присуждаются премии по поддержке талантливой молодежи.

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования:

  • создать информационный банк передового опыта по развитию ученических производственных бригад и других форм трудовой занятости школьников;
  • использовать современный опыт реформирования сельской школы, накопленный в регионах России, по созданию системы обеспечения и непрерывного улучшения качества образования в сельских образовательных учреждениях;
  • разработать комплекс мер, стимулирующих развитие и использование инновационного потенциала сельских школ, обеспечение производственной деятельности с учетом новейших технологий, создание условий для профессионального образования сельской молодежи и ее социальной адаптации на селе;
  • создать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, руководителей школьных производств, ученических производственных бригад, педагогов дополнительного образования по вопросам эффективного управления развитием школы, грамотного землепользования, рационального ведения предпринимательской деятельности на базе высших учебных заведений, региональных учреждений повышения квалификации педагогических работников.

3. Руководителям образовательных организаций:

  • создавать благоприятные условия для всестороннего творческого развития и предпринимательства сельских школьников, повышения качества их образования, воспитания у них активной гражданской жизненной позиции, формирования навыков здорового образа жизни;
  • использовать различные технологии, стимулирующие социальное партнерство ученических производственных бригад и трудовых объединений школьников с общественными организациями, местным сообществом, бизнесом и т.п.;
  • принимать активное участие в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах и других мероприятиях, проводимых в целях развития трудового обучения и воспитания школьников, ученических производственных бригад;
  • разработать комплекс мер по стимулированию учителей и учеников;
  • внедрять различные формы взаимодействия школыс семьей, с привлечением возможностей семейного воспитания и обучения для реализации программ освоения учащимися трудовых навыков и адаптации в сельском социуме.
  • совершенствовать систему научно-методического и программного обеспечения деятельности сельских школ в части трудового воспитания и обучения школьников;
  • внедрять в образовательную систему сельской местности практико-ориентированную программу экономического образования с элементами хозяйствования и бизнеса, социальной практики и производственной подготовки учащихся на всех ступенях образования с учетом состояния рынка трудовых ресурсов и перспектив его развития в регионе;
  • создать на базе учреждений дополнительного образования детей центры организации и планирования деятельности ученических производственных бригад, летних лагерей труда и отдыха;
  • внедрять авторские (интегрированные) образовательные программы профильного обучения воспитанников, развивающие у детей интерес к инженерно-технической, исследовательской, предпринимательской, экономической деятельности в системе дополнительного образования детей.

4. Министерству образования и науки РФ:

  • разработать базисный учебный план для сельских школ, которые не выбрали направление «Технология сельскохозяйственного труда», план должен предусматривать курс «Основы сельского хозяйства».

5. Министерствам и департаментам сельского хозяйства регионов России

  • добиться создания базовых хозяйств для ученических производственных бригад для организации совместной деятельности ученических производственных бригад с целью подготовки кадров массовых профессий.

Принято на Всероссийской научно-практической
конференции посвященной 60-летию
движения ученических производственных бригад
04 июля 2014 года

Фотоальбом

 

© 2011 «Областная детская эколого-биологическая станция»

тел.: (3842) 64-25-31
адрес: 650002, Россия, г. Кемерово, пр.Шахтеров, 10