Государственное учреждение дополнительного образования
«Областная детская
эколого-биологическая станция»
(3842) 64-25-31
650002, Россия, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 10

Версия для слабовидящих

 

Цветовая схема

T T T

Шрифт

T T T T

Размер шрифта

S M L + -

Стиль текста

Текст B I

Вид панели

ПОЛОЖЕНИЕ об областном заочном конкурсе программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей

1. Общие положения

1.1. Областной заочный конкурс программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей(далее – Конкурс) проводится с целью совершенствования программно-методического обеспечения дополнительного естественнонаучного образования детей, направленного на формирование экологической культуры детей и молодёжи.

1.2. Задачи Конкурса:

  • выявление, обобщение и распространение лучшего опыта работы методических служб образовательных организаций в области дополнительного образования детей естественнонаучной направленности;
  • выявление и анализ педагогического и управленческого опыта в развитии инновационных процессов в дополнительном естественнонаучном образовании детей;
  • повышение профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров системы дополнительного естественнонаучного образования детей;
  • развитие творческого потенциала, стимулирование и поощрение педагогических и руководящих работников образовательных организаций;
  • создание условий для формирования у детей и молодежи экологической культуры.

1.3. В 2018 году Конкурс посвящен 100-летию юннатского движения и системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.

1.4. Учредителем Конкурса является департамент образования и науки Кемеровской области. Организацию и проведение Конкурса осуществляет Государственное учреждение дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция»

2. Участники Конкурса

2.1. В Конкурсе могут принимать участие педагогические и руководящие работники организаций дополнительного образования, а также дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности в Кемеровской области.

2.2. Допускается как индивидуальное, так и коллективное участие в Конкурсе: конкурсная работа может иметь одного или нескольких авторов (авторский коллектив). На Конкурс принимаются материалы, разработанные/изданные за последние 3 года.

2.3. К участию в Конкурсе не допускаются следующие работы: участвовавшие в предыдущих областных конкурсах методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей и конкурсах дополнительных общеобразовательных программ, по итогам которых их авторы стали лауреатами и дипломантами (победителями и призерами); не соответствующие содержанию Конкурса и его номинаций; материалы, в которых присутствуют признаки плагиата.

 

3. Номинации Конкурса

Конкурс проводится по следующим десяти номинациям:

программная продукция:

3.1. «Программы дополнительного естественнонаучного образования» (дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности);

 

методические материалы, направленные на дополнительное естественнонаучное образование детей школьного возраста:

3.2. «Биологическая тематика» (методические материалы по зоологии, ботанике, лихенологии, микологии, микробиологии, изучению человеческого организма и поддержанию его здоровья, общей биологии, научным основам охраны объектов живой природы);

3.3. «Сельскохозяйственная и лесохозяйственная тематика» (методические материалы по освоению различных разделов сельского и лесного хозяйства, по организации работы трудовых объединений обучающихся соответствующих направлений);

3.4. «Гуманитарно-экологическая, эколого-краеведческая и эколого-эстетическая тематика» (методические материалы по различным направлениям экологического образования, связанным с гуманитарными, эстетическими аспектами, с этноэкологией, краеведением и экологическим туризмом);

3.5. «Естественнонаучная тематика» (методические материалы, относящиеся к физико-химическому и физико-географическому тематическим циклам, а также материалы по комплексному изучению и мониторингу природных и искусственных экосистем);

 

методические материалы, направленные на экологическое воспитание детей и молодёжи, в т. ч. вне рамок дополнительного образования:

3.6. «Социально-экологические проекты и детские экологические организации» (методические материалы по организации социально-экологической и природоохранной деятельности детских коллективов);

3.7. «Мероприятия по экологическому воспитанию школьников» (методические материалы по организации обучающих и воспитательных мероприятий экологической тематики для детей школьного возраста);

3.8. «Экологическое воспитание и естественнонаучное образование дошкольников» (методические материалы по организации обучающих и воспитательных мероприятий экологической тематики для детей дошкольного возраста, по реализации в системе дошкольного образования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности);

 

методические материалы, направленные на развитие сферы дополнительного естественнонаучного образования детей и сохранение лучших традиций естественнонаучного образования:

3.9. «Общие методические аспекты организации образовательной деятельности в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей» (материалы по организации методической работы в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей, по организационным формам учебной и исследовательской деятельности учащихся, по организации воспитательной работы и проблематике социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей; материалы по развитию единого информационного пространства дополнительного естественнонаучного образования детей, по организации межведомственного взаимодействия и сетевого партнёрства);

3.10. «История юннатского движения и дополнительного естественнонаучного образования детей» (методические материалы по истории юннатского движения и дополнительного естественнонаучного образования детей в субъектах Российской Федерации, в населённых пунктах и в отдельных образовательных организациях, отражающие лучшие традиции отечественного образования, достойные сохранения и развития).

 

4. Содержание, сроки и порядок проведения Конкурса

4.1. Конкурс проводится в июне-сентябре 2018 г. и состоит из 2 этапов:

I. Муниципальный этап: июнь-июль 2018 г.

II. Региональный этап: август-сентябрь 2018 г.

4.2. На Конкурс направляются следующие материалы:

  • методические материалы, разработанные участником конкурса, соответствующие критериям оценки (п.6.);
  • аннотация к конкурсной работе, дающая общую характеристику представленных материалов;

Все материалы в срок до 1 сентября 2018 г. направляются в виде архивного файла (zip или rar) размером не более 20 Мбайт по электронной почте на адрес: konkurs-odebs@mail.ru с пометкой «Конкурс методматериалов». В названии архива указать территорию и фамилию автора(ов): Кемерово_Иванова_Мария_Ивановна _и др. Ответственный за проведение Конкурса: Коротенко Татьяна Владимировна, т. 8(3842)64-25-31.

4.3. Для участия в Конкурсе необходимо заполнить заявку, размещенную на официальном сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция»: http://eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия».

4.4. Представленные на Конкурс материалы не возвращаются, рецензии на них не высылаются.

4.5. Публикация представленных на Конкурс работ производится при условии сохранения авторских прав.

 

5. Требования к конкурсным работам

5.1. Конкурсная работа участника должна быть выполнена в соответствии с тематикой Конкурса и его номинациями (п. 3).

5.2. Конкурсный материал должен иметь своё название, отражающее содержание работы, и включать в себя только одну единицу программной или методической продукции либо представлять собой единый комплект соответствующих заявленной номинации материалов (под общим названием), объединение которых логически оправдано.

5.3. Конкурсная работа предоставляется только в электронном виде, доступном для размещения на интернет-ресурсе Конкурса, печатные варианты не принимаются.

5.4. Материал может быть предоставлен в виде файла в формате pdf (наиболее предпочтительный вариант) или doc/docx, ppt/pptx (весь материал должен быть в одном файле размером до 20 мегабайт, включая иллюстрации).

5.5. Каждая конкурсная работа должна сопровождаться краткой аннотацией (прилагается отдельным файлом), в которой перечисляются основные вопросы, освещаемые в работе, отмечается вид конкурсной продукции и указывается круг читателей (пользователей), на которых рассчитан данный конкурсный материал. Текст аннотации строится лаконично и не допускает оценочных и пространных суждений. Аннотация может содержаться в тексте работы, но должна быть представлена и отдельным файлом в формате doc/docx.

5.6. Объём конкурсного материала не ограничен, но предпочтение отдаётся работам, в которых объём оптимально соответствует задаче раскрытия темы.

5.7. На титульном листе, с которого должна начинаться рукопись методического материала, указываются название работы, фамилия, имя, отчество автора (авторов), образовательная организация, год и место разработки. Также рекомендуется указать возрастную категорию обучающихся, работе с которыми посвящен материал. Для электронных версий книжных и журнальных публикаций отдельный титульный лист не требуется (соответствующие сведения должны быть в самом издании). Требования к оформлению титульных листов к дополнительным образовательным программам представлены в Приложении 1.

Текст работы должен излагаться на русском языке с соблюдением правил и норм русского языка. Оформление текста не регламентируется, но он должен хорошо восприниматься зрительно.

5.8. В случае многостраничных документов материал должен иметь нумерацию страниц и оглавление - перечень заголовков разделов, глав и других структурных единиц текста с указанием страниц, на которых размещается каждая из них (или используются гиперссылки на соответствующие страницы).

5.9. При использовании большого количества специальных терминов в конце документа должен быть словарь терминов или тематический указатель с указанием страниц, где дано определение термина.

5.10. При использовании литературных и прочих источников информации обязательно приведение в конце документа списка использованных источников, оформленного в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» с указанием фамилии и инициалов автора (авторов), заглавия, места издания, года публикации, числа страниц. Если используемый материал был опубликован в периодическом издании, то после специального знака ( // ) приводится название сборника или журнала с указанием страниц расположения статьи, в этом случае место издания и издательство не указываются. В тексте даются ссылки на использованные источники.

5.11. В случае использования интернет-ресурсов обязательно указывается автор и название публикации с приведением адреса электронного ресурса.

5.12. Иллюстративный материал должен быть хорошего качества и сопровождаться пояснительным текстом, подписями.

5.13. Методический материал, представленный в виде образовательного интернет-ресурса, должен сопровождаться титульным листом (см. пункт 5.7) и подробной пояснительной запиской (помимо краткой аннотации, обязательной для всех работ). В пояснительной записке должны быть указаны адрес интернет -ресурса (ссылка на сайт), цель и задачи проекта, новизна (отличительные особенности данного интернет-проекта от уже существующих практик дистанционного обучения), актуальность, педагогическая целесообразность проекта, возрастная аудитория, описание основных разделов представляемого сайта, способы подведения итогов реализации интернет-проекта. Описываются основные итоги реализации, проблемы и перспективы развития интернет-ресурса.

 

 

6. Критерии оценки конкурсных работ

6.1. Критерии оценки конкурсных работ в номинации «Программы дополнительного естественнонаучного образования»:

  • соответствие примерным требованиям к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы; общая культура оформления программы (Приложение 2);
  • выраженность актуальности, новизны и педагогической целесообразности программы; соответствие программы действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам;
  • соответствие цели и задач программы ее содержанию;
  • соответствие ожидаемых результатов программы ее цели, задачам и содержанию;
  • обоснованность продолжительности реализации программы;
  • обоснованность форм и режима организации занятий по программе;
  • соответствие программы заявленному возрасту и категориям детей;
  • соответствие содержания программы заявленной цели и результату;
  • вариативность содержания программы, возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории;
  • интегративность, преемственность содержания программы, взаимосвязь с другими типами образовательных программ, уровень обеспечения сетевого взаимодействия;
  • соответствие форм организации деятельности по программе цели и содержанию;
  • обоснованность и разнообразие используемых в программе педагогических технологий;
  • обоснованность и обеспечение комфортности условий реализации программы (материальных, методических, информационных, нормативных; психолого-педагогических и др.);
  • обоснованность критериев и технологий отслеживания результатов и удовлетворенности качеством программы;
  • значимость программы для ребенка, социума, системы образования.

 

6.2. Критерии оценки методических материалов:

В номинациях 3.2–3.8 («Биологическая тематика», «Сельскохозяйственная и лесохозяйственная тематика», «Гуманитарно-экологическая, эколого-краеведческая и эколого-эстетическая тематика», «Естественнонаучная тематика», «Социально-экологические проекты и детские экологические организации», «Мероприятия по экологическому воспитанию школьников», «Экологическое воспитание и естественнонаучное образование дошкольников»):

  • соответствие содержания материала его названию, а также тематике номинации;
  • актуальность представленного методического материала, её обоснование автором;
  • новизна содержания материала;
  • оригинальность формы представления материала;
  • информативность и технологичность представленного материала, конкретность рекомендаций, описание всех необходимых этапов работы с обучающимися;
  • научная/фактическая достоверность материала;отсутствие существенных противоречий в содержании; корректность использования терминов;
  • логичность структуры материала, порядка следования отдельных частей, глав и т.д.; систематизированность и целостность материала в случае сборника;
  • учёт возрастных особенностей обучающихся; соответствие формы изложения той категории читателей, которой адресованы материалы, стиль и доходчивость изложения;
  • возможность поиска информации по тексту, удобство навигации;
  • комфортность зрительного восприятия текста;
  • использование иллюстративного материала, в том числе графических элементов, анимации и других изобразительных средств;
  • грамотность текста, включая орфографию, пунктуацию и грамматику;
  • корректность использования источников и оформления ссылок на них;
  • возможность широкого практического использования материала в различных регионах другими образовательными организациями.

 

В номинации 3.9 («Общие методические аспекты организации образовательной деятельности в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей»):

  • соответствие содержания материала его названию, а также тематике номинации;
  • актуальность поставленной проблемы, её обоснование автором;
  • соответствие целей, задач и содержания представленной работы основополагающим федеральным и региональным документам, регламентирующим развитие образования;
  • информативность и технологичность представленного материала, конкретность рекомендаций, описание всех необходимых этапов работы;
  • научная/фактическая достоверность материала; отсутствие существенных противоречий в содержании;
  • новизна содержания, оригинальность подходов в решении проблемы; рациональность вносимых предложений и рекомендаций;
  • перспективность: возможности развития сферы дополнительного естественнонаучного образования детей на уровне муниципального образования, региона или государства вследствие применения данного материала;
  • корректность использования терминов;
  • логичность структуры материала, порядка следования отдельных частей, глав и т.д.; систематизированность и целостность материала в случае сборника;
  • возможность поиска информации по тексту, удобство навигации; комфортность зрительного восприятия текста;
  • использование иллюстративного материала, в том числе графических элементов, анимации и других изобразительных средств;
  • грамотность текста, включая орфографию, пунктуацию и грамматику;
  • корректность использования источников и оформления ссылок на них; возможность широкого практического использования материала в различных регионах другими образовательными организациями.

 

в номинации 3.10 («История юннатского движения и дополнительного естественнонаучного образования детей»):

  • соответствие содержания материала его названию, а также тематике номинации;
  • обоснование автором актуальности представленного методического материала в контексте современного этапа развития дополнительного образования;
  • новизна содержания материала;
  • информативность и многоаспектность содержания;
  • научная/фактическая достоверность материала; отсутствие существенных противоречий в содержании;
  • использование архивных сведений и публикаций в СМИ разных лет;
  • использование воспоминаний педагогических работников старших поколений, выпускников и/или собственных воспоминаний;
  • связь истории с сегодняшним днём, представление опыта работы, имеющего не только историческую ценность, но и значимого для сегодняшней практики работы образовательных организаций;
  • логичность структуры материала, порядка следования отдельных частей, глав и т.д.; систематизированность и целостность материала в случае сборника;
  • возможность поиска информации по тексту, удобство навигации; комфортность зрительного восприятия текста;
  • грамотность текста, включая орфографию, пунктуацию и грамматику; использование иллюстративного материала, в том числе графических элементов, анимации и других изобразительных средств;
  • корректность оформления ссылок на источники информации; форма представления материала, стиль и доходчивость изложения.

7. Подведение итогов Конкурса

7.1. По результатам оценки конкурсных материалов в каждой из номинаций определяются победители (1 место) и призеры (2-е и 3-место) и награждаются грамотами департамента образования и науки Кемеровской области. Отдельные авторы лучших работ могут награждаться благодарственными письмамидепартамента образования и науки Кемеровской области.

7.2. Работы победителей и призеров Конкурса направляются для участия во Всероссийском конкурсе программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей.

 

 

 

Приложение 1
к Положению об областном конкурсе программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей

 

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к дополнительным общеобразовательным программам

В соответствии со статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Ф3№ 273) «дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».

Исходя из этого, целями и задачами дополнительных общеобразовательных программ, в первую очередь, является обеспечение развития и воспитания детей, их жизненное и профессиональнее самоопределение. В связи с этим содержание дополнительных общеобразовательных образовательных программ должно соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  • соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
  • направленностям дополнительных образовательных программ (технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественнонаучной, социально-педагогической);
  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

В настоящее время дополнительные общеобразовательные программы по своему содержанию должны содействовать решению задач, сформулированных Федеральными государственными образовательнымистандартами нового поколения (ФГОС дошкольного, начального, основного и общего образования). В этой связи содержание дополнительных общеобразовательных программ должно быть направлено на:

  • формирование и развитие творческих способностей детей и подростков;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых детей, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
  • социализацию и адаптацию к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

 

Структура дополнительной общеобразовательной программы:

Дополнительная общеобразовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист;
  2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
    1. Пояснительная записка (общая характеристика программы)
    2. Цель и задачи программы;
    3. Содержание программы (учебный план; учебно-тематический план);
    4. Планируемые результаты.
  3. Комплекс организационно-педагогических условий:
    1. Календарный учебный график;
    2. Условия реализации программы;
    3. Формы аттестации;
    4. Оценочные материалы;
    5. Методическое обеспечение.
  4. Список литературы (для педагога, детей).

 

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы:

1. На титульном листе дополнительной общеобразовательной программы рекомендуется указывать:

  • наименование образовательной организации;
  • когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;
  • название дополнительной общеобразовательной программы;
  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа;
  • срок реализации дополнительной общеобразовательная программы;
  • Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной программы;
  • название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;
  • год разработки дополнительной общеобразовательной программы.

 

2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.1. В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует раскрыть:

  • направленность дополнительной общеобразовательной программы;
  • актуальность, новизну (отличительные особенности), педагогическую целесообразность;
  • адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого актуально обучение по данной программе);
  • объем программы (общее количество учебных часов);
  • формы обучения и виды занятий (лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы и др.);
  • срок освоения программы;
  • режим занятий (периодичность и продолжительность занятий).

 

2.2. Цель и задачи дополнительной программы:

цель — стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат, должна быть ясной, точной, конкретной, значимой, достижимой; задачи – шаги к достижению цели

 

2.3. Содержание программы:

учебный план – содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме;

содержание учебно-тематического плана реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебно-тематическим планом.

 

2.4. Планируемые результаты – совокупность знаний, умений и навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, предметных и метапредметных результатов, приобретаемых учащимися по завершении освоения программы и формулируются с учетом цели, задач и содержания программы.

 

3. Комплекс организационно-педагогических условий.

3.1. Календарный учебный график – определяет количество недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов. Является обязательным приложением к программе и составляется для каждой группы (ФЗ № 273, ст. 2, п.92; ст. 47; п.5);

3.2. Условия реализации программы – реальная и доступная совокупность условий реализации программы- помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы и др.

3.3. Формы аттестации (контроля) – зачет, защита учебно-исследовательской работы (проекта); выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции, открытые занятия и т. д.;

3.4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

3.5. Методическое обеспечение – обеспечение программы методическими видами продукции – указание тематики и форм методических материалов по программе; перечень используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения.

3.6. Список литературы (Список рекомендуемой литературы отдельно для педагогов и отдельно для детей и родителей).

Скачать положение

Фотоальбом

 

© 2011 «Областная детская эколого-биологическая станция»

тел.: (3842) 64-25-31
адрес: 650002, Россия, г. Кемерово, пр.Шахтеров, 10