1. Общие положения
1.1 Областной конкурс экологических проектов «Моя окружающая среда» (далее – Конкурс), проводится с целью привлечения обучающихся к изучению экологического состояния окружающей среды и здоровья человека посредством выполнения экологических проектов.
1.2. Задачи Конкурса:
- выявить и поощрить обучающихся, проявляющих интерес к экологическим проблемам населенных пунктов Кемеровской области;
- формировать навыки освоения методик по изучению экологического состояния среды проживания;
- развивать жизненную позицию повышения требований к экологическому качеству среды проживания.
1.3. Конкурс проводится в рамках работы областной экологической школы Кемеровской области.
1.4. Учредителем Конкурса является департамент образования и науки Кемеровской области. Конкурс организует и проводит государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областная детская эколого-биологическая станция».
2. Участники Конкурса
2.1. В Конкурсе могут участвовать учащиеся 7–11 классов образовательных учреждений всех типов и видов.
3. Содержание, сроки и порядок проведения
3.1. Конкурс проводится заочно.
3.2. Для участия в конкурсе необходимо выполнить экологические проекты (один, несколько или все четыре проекта) согласно календарного плана и выслать результаты проектов до указанного срока. Рекомендации по содержанию проектов приведены в приложении 1.
3.3. Сроки проведения конкурса: с августа 2013 г., по март 2014 г.
Календарный план
№
|
Название проекта
|
Сроки выполнения проекта
|
Срок сдачи проекта
|
1.
|
Учет численности дождевых червей
|
август - сентябрь 2013 г.
|
до 15 октября 2013 г.
|
2.
|
Изучение загрязнения почвы при помощи кресс – салата
|
август - ноябрь 2013 г.
|
до 1 декабря 2013 г.
|
3.
|
Мусор от А до Я
|
сентябрь - январь 2014 г.
|
до 1 февраля 2014 г.
|
4.
|
Экологические проблемы нашего края
|
январь - февраль 2014 г.
|
до 1 марта 2014 г.
|
4. Критерии оценки результатов экологических проектов:
- наличие введения, цели и задач;
- глубина проработанности материала;
- практическая значимость результатов проекта;
- наличие наглядного материала (графики, диаграммы, таблицы);
- наличие списка литературы;
- грамотность и аккуратность оформления работы.
Шкалы оценки рукописи проекта и презентации приведены в приложении 2,3.
5. Требования к оформлению проектов
5.1. Титульный лист с указанием (сверху вниз) названия вышестоящей организации, учреждения; названия проекта; фамилии и имени (полностью) участника, класса, школы, телефона школы; города/района, наименования учреждения дополнительного образования детей, на базе которого выполнялась работа; фамилии, имени и отчества руководителя, должности, места работы; год выполнения проекта.
5.2. Проекты 1, 2, 3 принимаются в печатном виде, листы должны быть прочно скреплены. Результаты выполнения проекта № 4 должны быть оформлены в виде презентации PowerPoint (15–20 слайдов) и представлены на CD – диске. Каждый проект сопровождается анкетой-заявкой (приложение 4)
5.3. Проекты направляются на областную детскую эколого-биологическую станцию по адресу: 650002, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 10.
Телефон: (3842) 64-25-31.
6. Подведение итогов Конкурса
6.1. Победители по каждому проекту определяются по сумме набранных баллов и награждаются грамотами департамента образования и науки Кемеровской области.
Приложение 1
Проект № 1
Биоиндикация состояния окружающей среды.
«Учет численности дождевых червей»*
В связи с тем, что экологическая обстановка в городах области вызывает все большую тревогу, необходимо не только изучать факторы, загрязняющие нашу городскую среду, но и проводить мониторинг этих загрязнений.
Определять загрязнения различными компонентами воздушной среды и почвы можно химическими методами или методами биоиндикации.
Биоиндикаторы – это природные объекты, которые реагируют на различные загрязнители таким образом, что это можно определить визуально.
Одним из наиболее важных показателей антропогенного воздействия на почвы и экосистемы в целом является изменение видового состава и количества почвенных и напочвенных беспозвоночных животных.
Исследования почвенной и напочвенной фауны дает наиболее наглядные результаты при изучении различных форм землепользования: сельскохозяйственной деятельности, дорожно-тропиночной сети, воздействия локальных загрязнителей природной среды; при изучении экосистем леса и открытых ландшафтов; отдельных видов рекреационного природопользования.
Изучение численности и биомассы дождевых червей позволяет понять ход почвообразовательного процесса на исследуемой территории.
Методика
Для определения антропогенного воздействия на экосистемы рекомендуется брать пробы на площадке 0,01 га (10х10м). Расположение прикопок 5 (четыре по углам и одна в центре). Почвенные прикопки 50х50 см и глубиной 20 см. Дерн и почву выньте, аккуратно положите на полиэтиленовый мешок. Нельзя разбирать пробу возле проезжей части – ее нужно унести в сторону от дороги или даже забрать в школу, но затем все равно прийти и засыпать образовавшуюся яму. Вынутую почву тщательно перебирают руками, при этом крупные комья дробят, а сплетения корней – разрывают. Всех обнаруженных червей соберите (с каждой прикопки в отдельную банку и пометьте ее). Аккуратно засыпьте землю в образовавшуюся ямку и уложите сверху дерн. После вашей работы не должно оставаться рытвин и мусора! Пересчитайте количество дождевых червей и узнайте общий вес червей из каждой банки. Данные занесите в таблицу 1.
Таблица 1
Численность и биомасса дождевых червей в исследуемых биотопах
|
Название биотопа
|
Показатели
|
Номера прикопок
|
Средние показатели
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
количество
|
|
|
|
|
|
|
биомасса
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
количество
|
|
|
|
|
|
|
биомасса
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
количество
|
|
|
|
|
|
|
биомасса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По среднему показателю каждого исследуемого биотопа сделайте пересчет количества и биомассы червей на 1м2, на 1га. Данные занесите в таблицу 2.
Таблица 2
Сводная таблица численности и биомассы дождевых червей в различных экосистемах
|
Биотопы
|
Показатели
|
численность, шт.
|
биомасса, г
|
1м2
|
1га
|
1м2
|
1га
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всех пойманных животных верните на место, пригодное для их жизни! Сделайте вывод о влиянии разных видов антропогенного воздействия на почвенных животных.
Проект № 2
«Изучение загрязнения почвы при помощи кресс – салата»*
Кресс-салат – однолетнее овощное растение, обладающее повышенной чувствительностью к загрязнению тяжелыми металлами.
Кроме того, корни и побеги этого растения под воздействием загрязнителей подвергаются заметным морфологическим изменениям (задержка роста и искривление побегов, уменьшение длинны и массы корней, а также числа и массы семян).
Кресс-салат как биоиндикатор удобен и тем, что действие стрессоров можно изучать одновременно на большом числе растений при небольшой площади рабочего места (чашка Петри, кювета, поддон и т.д.). Привлекательны также и весьма короткие сроки эксперимента. Семена кресс-салата прорастают уже на третий – четвертый день, и на большинство вопросов эксперимента можно получить ответ за 10-15 суток.
Методика
Сначала семена, предназначенные для опыта, проверяют на всхожесть. Для этого семена кресс-салата проращивают в чашках Петри, в которые насыпают чистый речной песок слоем в 1 см. Сверху его накрывают фильтровальной бумагой и на неё раскладывают определённое количество семян. Перед раскладкой семян бумагу и песок увлажняют до полного насыщения водой. Сверху семена закрывают фильтровальной бумагой и неплотно накрывают стеклом. Проращивание ведут в лаборатории при температуре +20-25ºС. Нормой считается прорастание 90-95 % семян в течение трех-четырех суток. Процент проросших семян от числа просеянных называют всхожестью.
После определения всхожести приступают к проведению эксперимента. Пробы почвы берутся в местах с различной антропогенной нагрузкой. Опыт закладывают в следующей последовательности:
- Чашку Петри до половины заполняют исследуемой почвой. В другую чашку кладут такой же объём заведомо чистого субстрата, который будет служить в качестве контроля по отношению к исследуемому материалу.
- Субстраты во всех чашках увлажняют одним и тем же количеством отстоянной водопроводной воды до появления признаков насыщения.
- В каждую чашку на поверхность субстрата укладывают по 50 семян кресс-салата. Расстояние между соседними семенами должно быть по возможности одинаковым.
- Покрывают семена теми же субстратами, насыпая их почти до краев чашки и аккуратно разравнивая поверхность.
- Увлажняют верхние слои субстратов до влажности нижних.
- В течение 10-15 дней наблюдают за прорастанием семян, поддерживая влажность субстратов примерно на одном уровне. Результаты наблюдений записывают в таблицу 3.
Таблица 3
Скорость прорастания семян
|
Исследуемый объект
|
Число проросших семян, %
|
3сут.
|
4сут.
|
5сут.
|
6-15сут.
|
1 опыт
|
|
|
|
|
2 опыт
|
|
|
|
|
-----
|
|
|
|
|
Контроль
|
|
|
|
|
В зависимости от результатов опыта субстратам присваивают один из четырех уровней загрязнения.
- Загрязнение отсутствует – всхожесть семян достигает 90-100 %, всходы дружные, проростки крепкие, ровные. Эти признаки характерны для контроля, с которым следует сравнивать опытные образцы.
- Слабое загрязнение – всхожесть 60-90%, проростки почти нормальной длины, крепкие, ровные.
- Среднее загрязнение – всхожесть 20-60 %, проростки по сравнению с контролем короче и тоньше, некоторые проростки имеют уродства.
- Сильное загрязнение – всхожесть семян очень слабая (менее 20 %). Проростки мелкие и уродливые.
При проведении опытов с кресс-салатом следует учитывать, что большое влияние на всхожесть семян и качество проростков оказывает водно-воздушный режим и плодородие субстрата. В гумусированной, хорошо аэрированной почве (чернозем, верхний горизонт серой лесной почвы) всхожесть и качество проростков всегда лучше, чем в глинистой почве, которая из-за малой проницаемости для воды и воздуха имеет плохой водно-воздушный режим. Поэтому в качестве субстрата для контроля следует брать почву того же типа, что и для опытов.
__________________________________________________________________
*Скалон Н. В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно-методическое пособие /Скалон Н.В., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В., Аверина Е.П. – Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2006. 128с.
Проект № 3
«Мусор от А до Я»
Ход выполнения проекта:
- Проанализируйте и кратко изложите литературные материалы, публикации в СМИ по проблеме твердых отходов.
- Используя литературные источники, изучите основы технологических процессов превращения сырья в предметы повседневного обихода (например, тетради, авторучки, одежда). Обратите внимание на то, какие отходы и загрязняющие вещества образуются в процессе производства.
- Составьте реестр мусора, накопившегося в Вашей квартире, доме за один день, неделю, месяц, год (результаты внесите в таблицу 4).
- Предложите наиболее приемлемые способы уменьшения количества отходов и утилизации в домашних условиях, какие способы используются в Вашей семье?
- Предложите Вашу модель изменения поведения людей в связи с загрязнением окружающей среды.
Таблица 4
Реестр мусора
Тип мусора
|
Краткое описание
|
Количество, кг
|
Процент от общего количества, %
|
Пищевые отходы
|
|
|
|
Ткань, резина, кожа
|
|
|
|
Металлические предметы
|
|
|
|
Изделия из пластмассы
|
|
|
|
Бумага, картон
|
|
|
|
Алюминиевые банки
|
|
|
|
Стекло
|
|
|
|
ИТОГО:
|
|
|
100
|
Проект №4
«Экологические проблемы нашего края»
Ход выполнения проекта:
- Опишите как можно большее количество экологических проблем, существующих в настоящее время в регионе, населенном пункте, их причины, масштаб.
- Предложите решение этих экологических проблем.
- Оформите результаты вашей работы в виде презентации PowerPoint.
Приложение 2
Шкала оценки рукописи проекта
Показатели
|
Градация
|
Баллы
|
1. Конкретность, ясность формулировки цели, задач, а такжеих соответствие теме проекта
|
конкретны, ясны, соответствуют
|
2
|
неконкретны, неясны или не соответствуют
|
1
|
цель и задачи не поставлены
|
0
|
2. Всесторонность и логичность обзора– освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы
|
освещена значительная часть проблемы
|
2
|
проблема освещена фрагментарно
|
1
|
проблема не освещена
|
0
|
3. Логичность и обоснованность эксперимента (/наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта
|
эксперимент логичен и обоснован
|
2
|
встречаются отдельные неувязки
|
1
|
эксперимент не логичен и не обоснован
|
0
|
4. Наглядность (многообразие способов) представления результатов – графики, гистограммы, схемы, фото
|
использованы все возможные способы
|
2
|
использована часть способов
|
1
|
использован только один способ
|
0
|
5. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач; оценивание выдвинутой гипотезы
|
соответствуют; гипотеза оценивается
|
2
|
частично; гипотеза только упоминается
|
1
|
не соответствуют; гипотеза не оценивается
|
0
|
6. Конкретность выводов – отсутствие рассуждений, частностей, общих мест, ссылок на других
|
выводы конкретны (не резюме!)
|
2
|
отдельные выводы неконкретны
|
1
|
выводы неконкретны
|
0
|
7. Оформление списка литературы -оформлен в соответствии с ГОСТ, имеются ссылки в тексте
|
оформлен в соответствии с ГОСТ, ссылки в текст имеются
|
2
|
оформление не соответствует ГОСТ или нет ссылок в тексте
|
1
|
оформление не соответствует ГОСТ, нет ссылок в тексте
|
0
|
8. Грамотность и аккуратность оформления работы -
|
работа оформлена аккуратно, грамматических ошибок нет
|
2
|
встречаются отдельные ошибки или помарки
|
1
|
работа оформлена неаккуратно, имеются грамматические ошибки
|
0
|
9. Практическая значимость проекта - использование результатов проекта в практической деятельности
|
широко используется в экологических акциях, мероприятиях, публикациях
|
2
|
упоминается об использовании
|
1
|
об использовании не упоминается
|
0
|
Приложение 3
Шкала оценки презентаций
Показатели
|
Градация
|
Баллы
|
содержание
|
1. Соответствие презентации заявленной теме
|
соответствует полностью
|
2
|
есть несоответствия (отступления)
|
1
|
в основном не соответствует
|
0
|
2. Структурированность (организация) презентации, которая обеспечивает понимание ее содержания
|
структурировано, обеспечивает
|
2
|
структурировано, не обеспечивает
|
1
|
не структурировано, не обеспечивает
|
0
|
3.Всесторонность раскрытия темы– освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы
|
освещена значительная часть проблемы
|
2
|
проблема освещена фрагментарно
|
1
|
проблема не освещена
|
0
|
4. Наличие списка использованных ресурсов
|
приведены и список литературы и ссылки на изображения
|
2
|
приведены или список литературы или ссылки на изображения
|
1
|
отсутствуют список литературы и ссылки на изображения
|
0
|
оформление
|
5. Целесообразность, инструментальность анимации, уровень её использования
|
целесообразна
|
2
|
целесообразность сомнительна
|
1
|
не целесообразна
|
0
|
6. Целесообразность использования различных шрифтов и фонов – текст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами
|
сочетание оптимально
|
2
|
целесообразность сомнительна
|
1
|
текст сливается с фоном
|
0
|
7. Грамотность оформления презентации
|
отсутствие грамматических ошибок
|
2
|
1-2 грамматических ошибок
|
1
|
более 2 грамматических ошибок
|
0
|
Приложение 4
АНКЕТА-ЗАЯВКА
на участие в областном конкурсе экологических проектов
«Моя окружающая среда»
1. Название проекта
_____________________________________________________________
2. Фамилия, имя, отчество автора или авторов (полностью), коллектива
_____________________________________________________________
3. Дата рождения ____________________________________________
4. Домашний адрес (с индексом) ______________________________
5. Место учебы (полное наименование общеобразовательного учреждения, класс)
_____________________________________________________________
6. Образовательное учреждение, направляющее работу (полное наименование, адрес с индексом, телефон, факс, E-mail) __________________________________
7. Наименование объединения обучающихся (творческое объединение, школьное лесничество, клубы и т.п.) _____________________________________________________
8. Фамилия, имя, отчество руководителя (если имеется), должность, место работы
______________________________________________________________
9. Фамилия, имя, отчество консультанта работы (если имеется), должность, место работы
______________________________________________________________
Примечания _________________________________________________
Дата заполнения "____" ___________20___ г.
Подпись руководителя учреждения, направляющего работу ____________